Российские СМИ, комментируя выдвижение Токаева кандидатом в президенты, охарактеризовали второго президента страны как «казахстанского Примакова — премьера, при котором в стране начался экономический рост после разрухи 90-х». Наш обозреватель разобрался с ассоциативным рядом российских коллег и пришел к выводу, что параллели между этими политиками вполне закономерные.
Причем именно при нем в российской позиции наметился важный поворотный момент. Именно в бытность Примакова на этой должности Россия перешла от политики «атлантизма» к многовекторности.
Токаева не будут хвалить за доктринальные документы, да и знаменитого разворота над Атлантикой он не совершал. Но и Казахстан, вспомним, не находился в тот момент (да и в последующие годы) в состоянии противостояния Западу. При этом
именно Токаев стоял у истоков казахстанской многовекторности
и точно так же, как его российский визави, выстраивал работу внешнеполитического ведомства на годы вперед.
И даже премьерами они были примерно в одно время. Касым-Жомарт Токаев возглавил правительство Казахстана в октябре 1999 года и в январе 2002 оставил этот пост, чтобы вернуться на должность министра в МИД. До своего назначения руководителем правительства он успел поработать заместителем премьера — правда, недолго, около полугода. Однако этого времени ему хватило, чтобы зарекомендовать себя на «хозяйственной» должности и пойти на повышение.
Как и Примакову, за этот короткий срок ему удалось добиться резкого экономического роста
Тогда казахстанцы впервые с развала СССР вспомнили, что такое вовремя выплаченная зарплата и пенсия, появившееся на столах мясо и деликатесы, вернувшаяся уверенность в завтрашнем дне.
Неудивительно, что на этот же период пришелся демографический скачок (в России фиксировали похожий): именно в начале «нулевых» в Казахстане увеличилась рождаемость.
Предлагаем вспомнить: в декабре 2001 года премьер Токаев заявил, что экономика РК в текущем году вновь продемонстрировала феноменальные темпы роста. После десятилетия падения, безработицы, безденежья и голодных бунтов такое заявление воспринималось как чудо.
По итогам 2001 года рост ВВП составил 13% по сравнению с 9,8% в 2000 году. Экономика страны выбралась из кризисного пике и росла впечатляющими даже для развитых стран темпами.
«Экономика действительно обретает все признаки устойчивости. В связи с этим президент высказал мнение, что Казахстану по силам ежегодно увеличивать ВВП на пять-семь процентов», — заявил тогда Токаев.
И сразу же предостерег подчиненных от эйфории.
«Эти показатели не должны вводить нас в заблуждение. В следующем году
правительству предстоит более предметно, я бы сказал, более
акцентировано заняться углублением структурных преобразований в
экономике и дальнейшим осуществлением институциональных реформ», — подчеркнул казахстанский премьер, призвав усилить напор в сферах металлургии, нефтехимии и пищевой промышленности.
Под руководством правительства Токаева были разработаны специальные программы обслуживания экспортного комплекса, модернизированы заводы,
обслуживающие нефтегазовый и горно-металлургический сектора. Нет необходимости уточнять, что именно эти отрасли привлекли в страну львиную долю инвестиций.
По заданию президента, говорил в своих выступлениях премьер-министр Токаев, интенсивному развитию подверглись транспортно-коммуникационые и
финансовые сектора, геологоразведка, производство труб, удобрений,
стройматериалов и множество других сфер. Именно тогда Алматы впервые назвали финансовой столицей, а на полках магазинов значительно прибавилось товаров, произведенных в Казахстане.
По мнению аналитиков, на посту премьера Токаев в огромной степени влиял на принятие решений. Фактически под его руководством создавалась новая модель экономики. Сам Токаев использовал определение «дерегулирование» и призывал «не допускать при этом разгула рыночного радикализма».
Главные задачи правительства на 2002 год он определил четко — борьба с бедностью и поддержка среднего класса
В основе экономического рывка лежала кропотливая работа с иностранными инвесторами и революционное по тем временам привлечение отечественных бизнесменов к крупным проектам. Государство держало курс на либерализм, отдавая в частный сектор важнейшие активы. В результате только в 2000 году доходы казахстанских семей возросли практически на 25%.
За весь срок пребывания Токаева во главе правительства рост внутреннего валового продукта составил 23%, рост промышленности достиг 31%, сельского хозяйства – 13%. В стабилизированную страну охотнее поехали инвесторы –
инвестиции в основной капитал увеличились на 56,6%
В эту пору вновь были запущены Павлодарский нефтехимический завод и Актауский завод пластмасс.
К слову, похожая модель — либерализм в сочетании с жесткими социальными мерами, был характерен и для краткого (с сентября 1998 по май 1999 года) премьерства Евгения Примакова. Российская и мировая пресса назвала его «человеком, победившим дефолт».
Напомним, что в 1997-1998 гг. экономика РФ находилась на грани краха, люди дрались в очередях у закрытых дверей банков. Кабмину Примакова удалось составить антикризисный план. Был восстановлен ВВП, выплачены долги по зарплате, зафиксирован курс рубля.
Есть веские основания считать, что в статусе президента Касым-Жомарт Кемелевич сумеет, применяя удачный опыт «нулевых», оздоровить вновь пострадавшую от мирового кризиса экономику страны. Тем более, что порядок действий он озвучил сразу же после вступления в новую должность. В поездке в Мангистаускую область он указал на необходимость обеспечить экономический подъем, создать рабочие места, повысить уровень доходов населения.
«Нельзя жить и надеяться только на нефтяную отрасль. В современном мире это попросту нерационально
Основа экономического роста и благополучия регионов – это инвестиции», — сказал президент Токаев.
Насколько можно судить по намеченным шагам, страну ждет оптимизация бюджетных расходов и увеличение поступлений в госбюджет. Президент дал особые поручения относительно эффективности таможенного и налогового администрирования.
Как и без малого 20 лет назад, на повестке дня точное исполнение социальных программ, институциональные реформы, диверсификация и увеличение доли добывающих предприятий. В приоритете усовершенствование национальной экономики, рост благосостояния казахстанцев и налаживание системы отбора кадров.
Похожие задачи Токаев однажды уже решал, и эта стратегия уже принесла простым гражданам страны спокойствие и достаток. Да, Токаев не сделал из Казахстана «страну, победившую дефолт». Но может быть он просто не позволил стране до него дойти?