Почему человек-легенда не получил звание народного артиста СССР? Какие моменты его жизни связаны с Рудольфом Нуреевым? Как сегодня живут артисты балета? В нашей студии мэтр мирового балета Булат Газизович Аюханов.
В 2018 году Указом президента РК Булат Аюханов был награжден орденом «Барыс» 1 степени за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.
Справка
Солист Театра оперы и балета Казахской СССР (с 1957), руководитель Алма-Атинского хореографического училища (с 1964), основатель и бессменный руководитель «Молодого балета Алма-Аты» (1967, с 2003 года — Театр танца Республики Казахстан).
Хореограф, который в 1967 году, потряс весь мир постановкой и исполнением спектакля «Болеро»
Награды:
— Скажите, какая из вышеперечисленных наград Вам дороже всего?
— «Барыс».
— Человек, которому дороже всего орден, – настоящий патриот своей Родины.
— Не люблю этого слова, я охранник.
— А почему вы не любите слово «патриот»?
— Патриоты все безумные.
— У Вас были покровители, которые помогали?
— Нет, я делал все самостоятельно, без чьего-либо покровительства. Если мне было нужно, я добивался приема. Отменяли заседание бюро ЦК, я заходил к Кунаеву, объяснял, что нужны средства на фестивали, выступления. Все, что случилось на этом свете со мной, это личный опыт и личная инициатива.
— Два года при СССР Вы прожили в Ленинграде, обрели огромное уважение среди богемы Советского Союза, заслужили народное звание «неистовый казах». Вы могли бы остаться и в Мариинке, и в Большом. Почему вернулись?
— Нина Тимофеева, артистка балета и педагог, помню, как-то сказала: «Тебя в первый же день съедят, потому что правду-матку режешь, а в Большом театре нужна дипломатия». Ростислав Владимирович Захаров поставил меня перед выбором: «Или ГИТИС, или Большой театр», я говорю: «Конечно, ГИТИС». Вот так я и решил свою судьбу.
Булат Аюханов — Человек-Легенда: кто погубил балет в Казахстане
— С чем же все-таки было связано возвращение в Алма-Ату?
— Возвращаюсь к слову «Родина». Мне показалось, что я сиротею.
— Многие еще помнят афишные тумбы «Молодой балет Алма-Аты. Булат Аюханов».
И вы такой фактурный, харизматичный. Мы гордились, что в каждой республике вам рукоплескали: «Это наш, из Алма-Аты, из Казахстана». Наверное, в этом и заключается патриотизм, когда есть чем гордиться.
— Гордиться мало чем, но правда, когда еще жили звездные ветераны и весь драматический театр, возглавляемый Шакеном Аймановым, поводов для гордости было действительно много. Тогда я купался в свободомыслии при здоровых отношениях между людьми. Все, что наблюдается в последние времена, стало не похожим на времена моей молодости, и я это отверг.
— Вас выпускали за рубеж?
— Сразу с 1964-го года. У нас, наверное, зарубежным выездным в полной мере стал только Алибек Днишев. Смотрите, середина 60-х, у артистов нищенские оклады, начальная ставка 75 рублей, 85 получал артист первой категории, 100 – артист высшей категории. Затем нужно было получить звание, считалось очень здорово выйти на пенсию со 150 рублями. Зато балетные танцевали всего 20 лет и имели право выйти на пенсию. Сейчас такие привилегии у нас отняли.
— Почему же вы не собрали всех в единое сообщество, почему не добились льгот?
— Единомышленников не было. Каждый тянул одеяло на себя, а я танцевал, ставил балет, выходил на передовую за рубежом, поднял на ноги многих артистов. У меня 16 человек со званиями, из них 2 народных.
Говорили, мол, Аюханова обласкали. Да никто меня не обласкал, я заставляю себя полюбить
— Существует заблуждение, что якобы сцена для артиста это некая сдобная булочка, намазанная толстым слоем масла, а сверху икрой. Вышел, оттанцевал, отпел, булку свою забрал и все. Но на самом деле ничего подобного! Балетный труд – это черный хлеб, и чтобы его съесть, надо размочить в воде, он полит по̀том и кровью.
— Балетные самый прожорливый народ. Кстати, очень много едят не парни, а именно девушки.
— Булат Газизович, не каждого Всевышний поцеловал в макушку, как Вас. Вы на сцене уже более 35 лет.
— Это много, это уже патология.
— Тем не менее вы в «Болеро» солировали до 60 лет, как Майя Плисецкая.
— Так и говорили: в России Плисецкая, а у нас Аюханов.
С отменой льгот наш балет загубили: квартиры не дают, пенсия мизерная. Я считаю, это плевок против ветра
— Вы ведущий солист оперного театра, ГАТОБа, вы директор училища, вы с Инессой Манской создаете «Театр двух актеров», получали три зарплаты, еще где-то подрабатывали. У вас энергии девать некуда было? Или денег все-таки не хватало?
— Я же из газет и журналов не вылезал, в кино снимался, не знал, куда девать деньги. А мама говорила, что «не тех угощаешь, не с тем пьешь». А почему работал во многих местах, так это потому что не люблю выходные и пустомельство. Тогда мне казалось, что я что-то не успеваю сделать. Имею в виду не карьеру. Я ведь поставил 40 балетов и 250 концертных номеров на все случаи жизни: от ресторанов до крыши на «Гранд Опера».
— Вы посвятили «Буриме» 80-летию Нуреева. Как пришла в голову такая чудесная идея?
— Идея родилась как благодарность за дружбу и преданность, за то что мы любили друг друга и считали, что искусством нужно заниматься чистыми руками. Нуреев — это моя юность, нам тогда было по 17 лет. Мы в одной комнате с ним жили в интернате. Мы стеснялись мыться в одном павильоне, а некоторые за глаза называли нас любовниками. Господи, что это были за разговоры!
Нуреев — очень тонкая душа, он работал на короткой дистанции
Когда я стал популярным, меня замучили вопросами: «С кем вы жили? С кем работали? Почему не убежали за рубеж?». А как я могу убежать от кляузной хозяйки дома, соседки? От лужи, в которую ж***й сядешь, встанешь и не знаешь, где ее отмыть. Журналисты с удовольствием приглашали меня на программы с прямым эфиром, я спокойно мог сказать: «У вас вместо двух полушарий два полужо*ия».
— Ваш золотой стандарт — это жете и гран-плие. А какая фишка была у Нуреева?
— Он сама фактурность. Аккуратная маленькая голова на хорошей шее, выразительные рельефные мышцы, высокие икры, талия от природы. Когда ушел со сцены, он был дирижером.
Я очень рад, что судьба нас столкнула. Не по возрасту, а по интересам. Мы, например, в субботу-воскресенье выезжали в Павловск, Пушкино. Он мне не давал покоя «Вставай!», материл меня по-татарски: «Давай вставай, пойдем, посмотрим».
Мы казахи ленивые, а татары нет, не уступят никогда. Он сам себя сделал
— У Вас не было чувства, что он где-то в чем-то превосходит?
— Я на этой стороне земного шара свое дело делал, он на другой. Он был честолюбивым, не любил, когда его ругали, и плакал. Иногда был бесцеремонным, потому что очень ранимый. Он защищал себя как умел. Его отец политрук, мать работала на молочном заводе, средняя сестра шизофреничка, а старшая – воспитательница в яслях. Вот и все его богатство. Он помогал им деньгами.
— Если бы не балет, кем бы Вы стали? Писательство получилось, были роли в кино. Не задумывались стать драматическим актером?
— Меня не взяли, потому что не знаю казахского языка. Я пришел к Шакену Айманову и сказал: «Хочу главную роль», а он: «Казакша бiлесiн?», я говорю: «Жок, тiптi бiлмеймiн, сойле алмаймын». Я бы стал, наверное, поваром. А с математикой и физикой на «Вы».
— Вы мастер афоризмов. Например, помнится, говорили нерадивому танцору: «Не получается на сцене, танцуйте по радио, там не видно». И чтобы понять, что есть танец по радио, нужно несколько раз это все услышать. «Хотите прожить долго? Не злитесь и меньше жрите» — это тоже Ваше выражение?
— Да.
— И вдруг Вы, который всю свою жизнь на диете, говорит, что был бы поваром.
— Я люблю готовить и угощать, мои фирменные блюда плов и солянка.
Все мужики балета обычно беседуют не о женщинах, а о том, кто, что и когда ел
— Раз уж мы коснулись афоризмов, давайте вспомним еще один ваш перл: «Не связывайся с балетом – на жизнь времени не будет». Это когда такая мысль пришла в голову?
— В 50 лет, когда мне сказали, что хватит на сцену выходить.
— Что появилось первым: музыка или танец?
— Сначала было движение, а потом крик: «А-а-а! Зачем я родился?». Я убежден — чтобы ребенок появился на этот свет, сначала были движения.
— А вы не считаете, что классический балет — это все-таки замороченное искусство и подавляющему большинству непонятно.
— Обыватели правы, просто они смотрят х**вую программу. Главное ведь не станцевать, а исполнить, донести смысл.
— Больше всего из афоризмов понравился такой: «Не говорите при жизни артиста о нем в прошедшем времени». Философски и мудро. Если мы говорим об артисте, о нем нужно всегда говорить с большой буквы. Один из ваших поздних афоризмов: «В балете стареют не по годам, а по частям». И больной вопрос: по всем параметрам Вы должны быть народным артистом Советского Союза, пусть и канувшего в Лету, но тем не менее. У нас в оперном искусстве 7 народных артистов Советского Союза, а Бибигуль Тулегенова – Герой. Почему Вы не стали народным артистом?
— Я ввязался в драку в гостинице Усть-Каменогорска, защищал артистов, потом оттуда звонил главному милиционеру, что не арестован и спрятался у артистов. Меня тогда чуть не посадили и быстро дали телеграмму: «Отбой». Мне прямо так и сказали: «Вот тебе!»
— Драка произошла во время представления?
— Дежурная начала кричать на артистов, а они и так все уставшие, замученные. Я подошел, взял ее за воротник, а потом кому-то двинул.
Я всегда был таким, не терплю несправедливости
— Мы надеемся, что Вы вновь придете к нам на следующую передачу и взойдете уже без помощи палочки. И после лечения сделаете если не «гран-плие», то хотя бы «деми-плие». Вот тогда мы продолжим разговор о книгах, которые Вы написали в последнее время.
Полную версию интервью вы можете посмотреть здесь.