Значительное замедление в 2019 году темпов увеличения долларовой части инвестиционного портфеля пенсионных активов ЕНПФ вполне может сигнализировать о свертывании явно не оправдавшей себя политики свободно плавающего обменного курса (СПОК) тенге к доллару.
Напомним, что в истории Казахстана уже был период отхода от политики СПОК. После обвальной девальвации в начале апреля 1999 года по мере роста нефтяных цен эта политика постепенно сворачивалась, а Нацбанк фактически перешел к фиксированному курсу тенге с узким диапазоном его колебаний.
До февраля 2009 года он находился у кажущейся сегодня сказочной отметки в 120 тенге за доллар. В том или ином виде Нацбанк следовал этому подходу до августа 2015 года, когда и был объявлен очередной переход к СПОК с последующей сменой главы финансового регулятора на Данияра Акишева.
Однако уже с осени 2018 года стали звучать призывы к руководству Нацбанка ограничить колебания СПОК
В частности, о необходимости курсовой стабильности казахстанской валюты говорил постоянный представитель Всемирного Банка в Казахстане Ато Браун, вполне справедливо предлагавший для этого наращивать собственное производство товаров и снижать зависимость от импорта.
О том, что высокая волатильность курса тенге сдерживает инвестиции в новые проекты и препятствует планированию бизнеса, говорил и председатель правления НПП «Атамекен» Абылай Мырзахметов.
И хотя в своем мартовском соглашении, направленном на координацию мер макроэкономической политики в 2019 году, новые руководители кабмина и Нацбанка подтвердили свою приверженность сохранению режима СПОК, на практике стало очевидно, что обменный курс тенге явно стабилизировался.
Способствовало этому в немалой степени и заявление нынешнего главы государства о внеочередных президентских выборах, в канун которых традиционно поддерживается стабильность обменного курса.
Как бы то ни было, факт остается фактом:
за 2018 год долларовая часть инвестиционного портфеля пенсионных активов ЕНПФ выросла на впечатляющие 43,9%
(в абсолютном выражении – на 925,6 млрд тенге), тогда как по итогам первого квартала 2019 года – лишь на 1,5%, или всего на 46,5 млрд тенге. Примечательно и то, что в 2018 году к 1 апреля прирост этой части портфеля составил 13,5%, в абсолютном выражении – 284,8 млрд тенге.
А поскольку изменений в инвестиционной декларации ЕНПФ не было, остается лишь предположить, что Нацбанк, управляющий пенсионными активами, просто сбавил темпы наращивания долларовой части, ибо в этом нет особого финансового смысла в условиях стабильного обменного курса.
Заодно облегчилась нагрузка и на внутренний валютный рынок, где Нацбанк конвертировал пенсионные накопления из тенге в доллары для последующего размещения их за рубежом.
Кроме того,
деньги ЕНПФ сейчас нужны и внутри Казахстана для важных инвестиционных проектов,
поскольку приток иностранных инвестиций в страну значительно сократился. Как заявил на недавнем заседании правительства первый вице-премьер, министр финансов Алихан Смаилов, объем чистых инвестиций в 2018 году упал более чем в 2 раза — до $3,8 млрд.