Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

Какие выгоды принесет инициатива Китая Кыргызстану?

1185
mycdn.me

Впервые о китайской инициативе «Один пояс — один путь» мировая общественность узнала во время официального визита лидера Китая Си Цзиньпина по странам Центральной Азии в 2013 году. Выступая перед студентами казахстанского университета Назарбаев, лидер КНР озвучил идею строительства «Нового экономического шелкового пути», позже переименованного в «Один пояс — один путь».

В ближайшие 10 лет Китай намерен построить 5 основных транспортных артерий, которые пройдут по земле и по морю. По планам Поднебесной,

транспортные коридоры должны открыть перед Китаем богатые рынки Европы и стран Персидского залива

Маршрут наземного пути, который должен соединить Китай со странами Европы, будет проходить через страны Центральной Азии.

Чтобы стать участником проекта, Казахстан подписал несколько стратегических документов о сопряжении китайской инициативы «Один пояс — один путь» с национальной программой «Нурлы жол» (Светлый путь). В настоящее время в республике уже проведено сопряжение с двумя ж/д ветками Китая, по ним уже двигаются товарные вагоны.

Для реализации проекта

китайское правительство только на первом этапе заявило о готовности выделить из бюджета сумму в $50 млрд

В настоящее время, по разным оценкам экспертов, она доходит до нескольких десятков триллионов долларов.

Крупные инвестиции

Одна из веток наземного пути, соединяющая Китай со странами Персидского залива, должна пройти через Кыргызстан. По задумке китайских транспортников это будет железная дорога, которая пройдет через Кыргызстан в Узбекистан, а далее на юг в сторону стран Ближнего востока.

Информация о строительстве железной дороги впервые начала серьезно обсуждаться в кыргызском обществе после подписания договоренностей о стратегическом характере отношений между Кыргызстаном и Китаем.

Во время официального визита лидера Поднебесной в Кыргызстан  2013 году между экс-президентом КР Алмазбеком Атамбаевым и председателем КНР Си Цзиньпином состоялось церемония подписания документов. Это придало отношениям двух стран стратегический характер.

Затем на протяжении последующих нескольких лет Кыргызстан получил крупные китайские кредиты и гранты на инфраструктурные проекты. Общая сумма привлеченных государством инвестиций приближается почти к $2 млрд.

Железнодорожная эпопея

Уже при Сооронбае Жээнбекове, после его официального визита в Пекин, Китай выделил Кыргызстану 600 млн юаней. Совсем недавно, в начале апреля 2019 года Кыргызстан получил новый грант от КНР на сумму в 100 млн юаней.

Эти средства были потрачены на строительство новой альтернативной автодороги, связывающей юг с севером, реконструкцию Бишкекской теплоэлектроцентрали, строительство линии электропередач «Датка Кемин» и новых современных больниц, а также ремонт дорог в столице страны.

Власти Кыргызстана не раз заявляли о готовности со своей стороны поддержать инициативу «Один пояс — один путь». Гранты и кредиты, выделенные стране, а также выгоды, которые несет строительство железной дороги, на взгляд политиков, отвечает ее национальным интересам.

Страна, находясь в транспортном тупике, в этой инициативе видит возможность для импульса производства и наращивания экспортного потенциала.

Благодаря строительству дороги Кыргызстан получит возможность выхода к морю, а также к нескольким регионам

Кыргызские предприниматели смогут экспортировать товары в ближние и дальние страны мира, сократится путь их перемещения, а также стоимость доставки. Одна из главных выгод — возможность экспорта на китайский рынок.

Финансовые проблемы

В 2017 году в Пекине состоялось первый международный форум, посвященный китайской инициативе «Один пояс — один путь». В числе участников был экс-президент страны Алмазбек Атамбаев. Пекин собрал лидеров почти ста стран мира, руководителей международных организаций и представителей мировых финансовых кругов.

На форуме Атамбаев предложил провести сопряжение цифрового проекта «Один пояс — один путь» с кыргызстанским проектом государственной цифровизации. Другой идеей стало предложение о строительстве на территории Кыргызстана логистических центров для отправки товаров из Китая в страны Европы для крупных китайских онлайн магазинов.

Однако участие в форуме не дало никаких результатов для начала строительства железной дороги. Из официальной сводки известно, что стороны не могут определиться с колеей рельсов. Кыргызстанские железные дороги были построены в советский период и имеют широкую колею, в то время как в Китае они соответствуют европейским стандартам, где колея уже.

Реальные причины отсутствия работ по строительству железной дороги в официальной сводке продолжают оставаться закрытой информацией. Одной из главных проблем, которая препятствует запустить этот процесс является отсутствие финансов у кыргызской стороны.

Стоимость ветки, проходящей из Кыргызстана, местные транспортники оценивают от 2 до 3 млрд долларов

Новый импульс

Несмотря на большую заинтересованность Китая, Кыргызстана и Узбекистана, проект продолжает оставаться в подвешенном состоянии. Интересно, что свою глубокую заинтересованность в нем выражает и Таджикистан — в случае прокладывания маршрута, который будет иметь пересечение с таджикскими железными дорогами.

Атамбаев в обмен на строительство дороги предложил китайской стороне ее бесплатное эксплуатирование. В течение срока погашения стоимости дороги Кыргызстан не будет брать арендную плату за китайские грузы, проходящие по территории КР. Избранный в 2017 году С. Жээнбеков дал новый импульс продвижению этого проекта.

Официально переговоры между сторонами начались 29 ноября 2018 года, когда президент страны принял руководителя РЖД в Бишкеке. Официальная встреча прошла за закрытыми дверями. Следующим этапом стали переговоры на уровне правительств.

А в марте 2019 года в Бишкеке состоялись переговоры между представителями правительств двух стран. Основной темой обсуждения являлось участие России в строительстве железной дороги.

Государственный визит Владимира Путина в Кыргызстан подтвердил намерение сторон. Среди подписанных договоров о сотрудничестве был также расширенный меморандум между кыргызскими и российскими железными дорогами.

На официальном сайте РЖД появилась информация об их участии в строительстве железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.

Однако со стороны Бишкека до сих пор не было официального подтверждения о начале запуска проекта

Кыргызстан пока не способен осилить проект

Возможно, поездка главы Кыргызстана в КНР приоткроет завесу, и общественности будет предоставлена информация о строительстве железной дороги. В то же время необходимо учитывать, что Кыргызстан самостоятельно осилить проект пока не способен. При всех выгодах, которые может принести строительство дороги, страна в ближайшее время не сможет ими воспользоваться.

Здесь за период независимости не было построено крупных заводов, которые могли бы заниматься экспортом товаров за границу, Кыргызстан больше импортирует, чем занимается вывозом и продажей товаров отечественного производства. А увеличение импорта китайских товаров на кыргызский рынок — вполне возможный сценарий, который может быть реализован при строительстве дороги.

В то же время

этот стратегически для Кыргызстана проект необходим и важен

Так как в перспективе при грамотной экономической политике страны он сможет создать условия для экономического развития.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter