Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Госпрограмма развития языков в Казахстане: проблемы и решения

1464
mtdata.ru

Главная цель Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2019 годы – это обеспечение полномасштабного функционирования государственного языка. Сфера применения казахского языка в госорганах, делопроизводстве, СМИ, науке, прикладных исследованиях, отчасти и в повседневной жизни была явно недостаточной.

Необходимо отметить, что ситуация на момент принятия данной госпрограммы в 2010 году была весьма проблемной. В то время в СМИ, на конференциях, круглых столах шли ожесточенные дебаты в связи с разработкой и принятием «Доктрины национального единства».

Полномасштабное функционирование казахского языка в качестве государственного — общая цель, для достижения которой ставилось 8 задач и 9 целевых индикаторов. В числе наиболее важных – увеличение до 90% граждан, которые бы в 2019 году владели государственным языком.

Напомним также, что 10 лет назад, в 2009 году, состоялась перепись населения Казахстана, результаты которой в разрезе владения языками были опубликованы в 2010.

Данные о владении казахским языком опирались на самооценку граждан, а посему картина получилась несколько приукрашенной

По данным статистики, подавляющее большинство казахов, русских, украинцев, узбеков и представителей других этнических групп отметили, что они хорошо либо в совершенстве знают государственный язык.

Вероятно, все вышеозначенные факторы и сказались на постановке задачи по достижению очень высокой степени овладения казахским языков  — в этом году 93–98% казахстанцев всех национальностей должны были знать, понимать и говорить на государственном языке.

Айман Жусупова, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК

Инструменты и инновации

Сама госпрограмма включает 3 блока, направления:

  1. овладение государственным языком,
  2. популяризация и расширение сферы применения государственного языка,
  3. повышение уровня языковой культуры казахстанцев.

Предлагались различные варианты и пути достижения поставленных целей, меры, проекты. В их числе разработка методологии, методик обучения государственному языку, расширение сети государственных и негосударственных центров обучения языку, повышение квалификации и обучение преподавателей казахского языка.

Кроме того планировалась организация бесплатных курсов при центрах по обучению государственному языку, стимулирование овладения государственным языком, PR-мероприятия, акции, формирующие престижность государственного языка, владения казахским языком, расширение казахского контента в СМИ, создание специальных обучающих программ, фильмов.

К числу инноваций в этой сфере можно отнести разработку методологии и методик обучения казахскому языку

Как в период реализации данной государственной программы, так и в целом в постсоветский период в Казахстане было разработано и предложено множество методик, специальных курсов обучения казахскому языку.

Многие из новых методик обучения казахскому языку презентовались как «чудо-техники», которые за две недели или за два месяца позволяли бы овладеть государственным языком если не в совершенстве, то как минимум на разговорном уровне. Однако, к сожалению, сколько-нибудь значимо на языковую среду они фактически не повлияли.

Желаемое за действительное

Госпрограмма была рассчитана на 2011–2019 годы и близится к завершению, но результаты очень далеки от заявленных индикаторов. Согласно госпрограмме планировалось, что в 2019 году казахским языком будет владеть 90% казахстанцев. Совершенно очевидно, что

в настоящее время казахским языком в достаточной мере владеют не более 2/3 населения страны

На чем основано подобное утверждение? Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, на начало января 2019 года казахи составляли 67,9% от всего населения страны. При этом часть коренного населения в городах не владеют либо слабо владеют казахским языком.

Можно предположить, что данные различных исследований не отражают реальную картину, поскольку казахи, не владеющие либо слабо владеющие родным языком при опросах мягко говоря лукавят, утверждая, что в доcтаточной мере владеют государственным языком.

Как мы уже писали, этот феномен очень ярко проявился в ходе последней переписи населения Казахстана 2009 года. Так, 98,3% респондентов-казахов указали, что понимают устную речь, свободно читают – 95,4%, свободно пишут – 93,2%.

Конечно, почти стопроцентное владение казахским языком, включая не только разговорный, но и письменный, это из разряда выдачи «желаемого за действительное». Видимо, в 2010 году, по горячим следам проведенной переписи населения, разработчики госпрограммы развития и функционирования языков на 2011–2019 годы как факт восприняли данные Переписи о почти стопроцентном владении государственного языка. Отсюда и завышенные цели программы, что 9 из 10 казахстанцев всех национальностей будут знать хорошо казахский язык в 2019 году.

Чего удалось добиться?

За годы независимости и особенно в последнее десятилетие, то есть в период реализации госпрограммы, казахский язык поступательно расширял сферы своего применения.

Каковы достижения на сегодняшний день? Во-первых, доминирующая часть граждан осознала необходимость овладения казахским языком, нигилизма в отношении госязыка уже нет.

Во-вторых, дети и молодежь весьма успешно овладевают казахским языком при дошкольном, школьном и вузовском образовании. Практически все городские казахи, не владеющие либо слабо владеющие родным языком, определяют своих детей в казахские детсады и школы.

Заметен тренд, когда не только казахи, но и русские, украинцы, корейцы, представители других этнических групп также водят детей в казахские детсады.

Сегодня дети и молодежь в подавляющем большинстве владеют казахским языком

В-третьих, казахский язык успешно развивается в сфере культуры, прежде всего массовой культуры. Казахскоязычная эстрада, юмористические шоу на фоне других жанров и направлений переживают определенный бум.

Кроме того, вопреки утверждениям ряда представителей казахской творческой интеллигенции, в рассматриваемой сфере в последнее десятилетие заметен прогресс, который нельзя отрицать. Не только городские казахи, но и русские, представители других этнических групп в той или иной степени владеют разговорным казахским.

Рекомендации

У экспертов разное видение решения проблем развития казахского языка. Полагаем, что итоги реализации госпрограммы, которая по срокам близится к завершению, актуализируют следующие направления.

Ключевое значение имеет освоение казахского языка с первых лет жизни ребенка

В семье, в детском саду, в начальных классах школы. Ребенок в этом случае не учит язык в разрезе грамматики, а осваивает его как родной или один из двух родных языков, набирает лексический запас, использует как средство общения.  Специалисты уже давно доказали, что дети могут осваивать одновременно два языка как родные и это не доставляет им никаких проблем или трудностей.

В госпрограмме, на наш взгляд, несколько преувеличены значение, роль дистанционного обучения казахскому языку посредством интернет-уроков в режиме online. Язык – живое средство общения. Ничто не заменит занятий в аудитории, прямого общения на казахском языке слушателей курсов между собой.

Важно, чтобы люди не стеснялись ошибок, разговаривая по-казахски в повседневной жизни, на улицах, в магазинах — тогда освоение казахского разговорного пойдет значительно быстрее. Немаловажно, чтобы при этом те, кто знают казахский в совершенстве, позитивно и благожелательно относились к стремлению сограждан освоить разговорный казахский язык.

В госпрограмме много говорится о стимулах по освоению казахского языка, однако на деле никаких особых преференций не замечено и не практикуется. Поэтому крайне важно ввести какие-то конкретные поощрения за освоение языка, возможно небольшие надбавки, учет сертификатов, тестирования при продвижении по службе и карьерной лестнице.

Кроме того,

важным является доступность обучения казахскому языку для взрослого населения

В госпрограмме в качестве одного из основных направлений в обеспечение полномасштабного функционирования государственного языка указываются бесплатные курсы при центрах по обучению государственному языку. Однако они не приобрели широкий размах, рядовым гражданам о них ничего неизвестно. Подобных курсов очень мало, а информации о них по непонятным причинам практически нигде не представлена.

На наш взгляд, широкая сеть бесплатных курсов обучения казахскому языку, безусловно, способствовала бы функционированию государственного языка в полной мере.

Персональная ответственность

Опыт реализации госпрограммы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2019 годы и многих других госпрограмм показывает, что необходима персональная ответственность первых лиц тех министерств и ведомств, на которые возложена реализация программ.

Уполномоченным органом по реализации госпрограммы развития и функционирования языков утверждено министерство культуры и спорта Республики Казахстан. Соисполнителями этой программы определены ряд других министерств. Сегодня среди основных соисполнителей – министерство образования и науки и министерство информации и общественного развития.

Так сложилось, что именно эти министерствам не очень «везет» в плане бесконечных структурных разделений, слияний, переформатирования, что также не способствует преемственности и персональной ответственности.

Структурная стабильность способствовала бы преемственности кадров, самих госпрограмм и их реализации, персональной ответственности руководителей, которые должны и могли бы довести начатое дело до конца.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter