Беларусь грозилась приостановить транзит российской нефти и действительно сделала это. Впрочем, виноваты в этим российские компании, которые допустили попадание в трубопровод некачественного продукта. Как итог: выход из строя дорогого оборудования, приостановка работы предприятий и прекращение экспорта в несколько стран.
В апреле 2019 года Россельхознадзор принял решение запретить ввоз яблок и груш из Беларуси в Россию. Причиной стало подозрение, что под видом белорусской продукции в Россию ввозятся продукты из санкционных стран. За две недели до этого аналогичный запрет коснулся и турецких груш – возникли вопросы по легальности сделок.
11 апреля на это жестко отреагировал Александр Лукашенко. Президент Беларуси заявил, что Россия «все больше и больше вводит санкций» против Минска, Минск же всегда готов оказать поддержку союзнику. Например, около полутора лет назад возникла необходимость ремонтировать идущие через Беларусь нефтепровод и нефтепродуктопровод.
Их «надо было бы» закрыть, но Минск этого не сделал, а ремонтировал их «в авральном порядке»,
так как понимал, что это нанесет ущерб России — по этим трубопроводам идет «главный экспортный продукт» Москвы. И именно эти трубопроводы Лукашенко приказал поставить на ремонт.
«Если нужно поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через Беларусь, ставьте и ремонтируйте. Потому что то добро, которое мы делаем для Российской Федерации, оно нам оборачивается постоянно злом. Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки», — сказал Лукашенко.
«Совсем обнаглели»: как Лукашенко Москве угрожает
В Москве посчитали, что оснований для ремонта нет, однако пообещали при необходимости оказать всю необходимую помощь. При этом эксперты посчитали, что Лукашенко блефует, пытаясь таким образом добиться от России скидок и преференций. Остановку работы нефтепровода некоторые участники рынка посчитали невыгодной Минску, который значительно потеряет в деньгах.
Но эта история получила неожиданное продолжение. 19 апреля «Белнефтехим» сообщил о резком ухудшении качества поступающей из России нефти. Хлорорганические соединения в ней «превышают в десятки раз предельные значения». Это привело к финансовым издержкам: Мозырский НПЗ заявил, что из-за некачественной нефти испортилось дорогое оборудование.
«Транснефть» подтвердила проблемы с качеством сырья, а позднее сообщила, что обнаружила источник загрязнения на участке нефтепровода «Самара — Унеча». Беларусь указывает, что в нефтепроводе порядка 700 тысяч тонн загрязненной продукции. Это значит, что страна получит качественную нефть не раньше, чем через 8-10 дней.
«Отрабатываются различные сценарии развития дальнейших действий с данной партией сырья, в том числе возврат некачественной нефти реверсом. Зарубежные партнеры предприятия проинформированы о сложившейся ситуации сразу после получения полного анализа состояния нефти», — пишет по этому поводу БЕЛТА.
«Белнефтехим» потребует с «Транснефти» компенсацию. Россияне заявили, что урегулируют вопрос по договору поставки
Пока же Беларусь вынуждена приостановить экспорт светлых нефтепродуктов. Запланированные партии не пошли в соседние страны, которые в плане поставок являются наиболее премиальными. Об этом сообщил замгендиректора по коммерческим вопросам белорусской нефтяной компании Сергей Гриб.
«Приостановлена поставка светлых нефтепродуктов, бензинов и дизтоплива на Украину, в Балтию и Польшу
На текущий момент контрактные обязательства приостановлены до момента решения вопроса с российской нефтью», — сказал С. Гриб.
Снижение объема экспорта происходит для того чтобы обеспечить внутренний рынок в полном объеме. По словам Гриба, белорусская сторона работает над тем, чтобы в рамках контрактов не последовало санкций из-за приостановки экспорта. Ущерб от приостановки экспорта еще оценивается.
Примечательно, что инцидент произошел во время переговоров между Россией и Беларусью о стоимости транзита нефти. Беларуским НПЗ грозят потери из-за налогового маневра России. Он предусматривает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть до нуля к 2024 году и параллельное повышение налога на добычу полезных ископаемых.
Это означает, что Беларусь теряет льготную нефть, которую Россия поставляла ей без пошлин по внутренним ценам. Из-за маневра Беларусь потеряла за последние три года почти 4,5 млрд долларов, а к 2025 году недосчитается еще 10,6 млрд, говорил президент страны Александр Лукашенко.
Минск со своей стороны предложил поднять тариф на транзит по своей территории на 23%. Сложности в ситуацию добавляет и новое решение России: с 1 июня экспорт угля, нефти и нефтепродуктов на Украину будет производиться только по особым разрешениям. При этом Украина обеспечивает 80% своих потребностей в бензине и дизтопливе за счет импорта из России и Беларуси.
При подготовке статьи были использованы материалы БЕЛТА и РБК