Оглядываясь назад, подчас понимаешь, что прошлый опыт дается не зря. Это справедливо не только в жизни, но и, к примеру, в политике. Об этом говорят уроки партии «Асар», которая под руководством дочери президента Назарбаева была создана в Казахстане осенью 2003 года.
Пятнадцать лет назад многие не относились к этому проекту серьезно. Но время показало, что опыт диалога власти и общества, накопленный в тот период, оказался поистине бесценным.
Сейчас часто можно услышать мнение, что мы живем в экономически и политически сложный период. И с этим стоит согласиться. Но тогда, в начале 2000-х, едва ли было более легкое время. Это был очень непростой период становления казахстанской государственности и формирования основ демократии – то есть взаимодействия между властью и гражданским обществом.
Экономика страны только-только начинала восстанавливаться после кризиса и разрухи 1990-х годов, ставших следствием распада Советского Союза и связанных с ним драматических событий. В стране бурно развивался бизнес, появилась частная собственность, быстро и (мягко говоря) не очень гармонично развивалась капиталистическая экономика. Кто-то стремительно богател, а кто-то едва сводил концы с концами. Одни сферы (скажем, банковский сектор) пухли от денег, а другие (многие заводы, аграрный сектор) задыхались без инвестиций.
На таком неоднозначном фоне появившийся в Казахстане новый общественный класс «младокапиталистов» вел себя не всегда достойно и социально ответственно
Социальное расслоение общества не только не сокращалось, но напротив – резко усугублялось. При этом власть стремилась максимально стимулировать частный бизнес и предпринимательскую инициативу, что вызывало негативную реакцию у многих простых обывателей.
Новые экономические и социальные реалии несли новые проблемы. В частности, активно начали продвигаться в политику корпоративные экономические интересы. Непрозрачность этих процессов раздражала людей. А диалога, обсуждения происходящих перемен между властью и обществом фактически не было.
В стране просто не было сложившихся традиций общественного и политического диалога. То, что для стран с устойчивой многовековой демократической традицией является естественным, было для нас новым и непривычным.
Ни у общественных организаций, ни у власти еще толком не было опыта демократической политики. И это неудивительно –
в стране, которая еще 12 лет назад была частью огромной тоталитарной империи с одной-единственной партией на все времена, диалогу надо было учиться с нуля. Буквально.
Дарига Назарбаева со своим «Асаром» поехала по регионам. И начала просто говорить с людьми. Не о высоких материях. А о том, что их реально волнует.
«Мы придерживались идеологии политического центризма, – вспоминает Дарига Назарбаева. – Без правых и левых
Мы говорили о том, что волнует людей. Среди наших сторонников был очень силен запрос на политическую и экономическую модернизацию страны на основе социальной справедливости. Да, именно справедливость в человеческом, народном понимании – это было ключевое, главное. Поэтому и партию решили назвать «Асар».
Что такое асар – наверное, казахстанцам этого объяснять не надо. Автопутешественники знают, что в Казахстане нет такой проблемы – искать буксир, когда заглох мотор. Вам помогут и не попросят за это денег – и так во всем. У казахов есть древний обычай, когда добрые дела и инициативы поддерживают всем аулом. Например, в строительстве нового дома для молодой семьи участвуют все.
Помогают, чем могут – материалами, деньгами, руками, знаниями и опытом. Это и есть принцип асар
В ходе тех встреч было достигнуто главное: понимание и диалог по всем тем проблемам и вопросам, которые существуют на местах. Именно стремление к этому диалогу, как и готовность менять ситуацию, решать проблемы стали отличительными чертами «Асара».
Политическим дебютом новой молодой партии стали парламентские выборы 2004 года. Дарига Назарбаева баллотировалась в депутаты парламента как лидер партии «Асар» во главе ее предвыборного списка. Та избирательная кампания партии запомнилась многим в стране яркостью и содержательными новациями.
Наверное, главное, чему научил опыт «Асара», – это непривычный не номенклатурный, не казенный, не официозный, а абсолютно свободный стиль политической коммуникации,
открытый разговор о том, что реально волнует избирателей, а также активная позиция партии по защите прав людей перед лицом несправедливости. Позднее, когда партия уже слилась с президентским «Нур Отаном», многие казахстанские политологи и журналисты назвали «стиль «Асар».
Этот стиль никуда не делся. Он не ушел в историю, хотя «Асар» стал значимой вехой в истории молодой казахстанской демократии. Этот стиль был и остается главным принципом и политическим кредо его автора – Дариги Назарбаевой.