«Сейчас у Турции новый взгляд и новое видение своего будущего. Они подразумевают многовекторность как в экономике, так и в политике. И надо отметить, что это не нравится нашим старым союзникам – США и Евросоюзу. Однако у страны свои цели. Турция стремится стать сильным региональным государством», — заявил в интервью для ИАЦ МГУ профессор Тогрул Исмаил.
5 марта в Саратове состоялось заседание «Умножение: рост межрегионального партнерства ЕАЭС через развитие транспортно-логистического потенциала Поволжья и Западного Казахстана». По итогам заседания представитель делегации Турецкой Республики, политолог, профессор Тогрул Исмаил в интервью ИАЦ МГУ поделился своим мнением о заявленной повестке мероприятия.
— Как вы считаете, может ли Поволжье стать транспортным и логистическим хабом, который позволит интенсифицировать торговлю между Турцией, южнокавказским регионом, Россией и Казахстаном, а также другими странами Центральной Азии?
— Россия представляет для Турции несомненный интерес с точки зрения развития торгово-экономического сотрудничества, это наш сосед. Хотя у нас нет общей сухопутной границы, однако наши страны граничат по морю. Также есть регионы, важные с точки зрения транзита.
К числу внешнеполитических приоритетов Турции относятся и страны Центральной Азии – это этнически, религиозно, культурно и исторически близкие нам братские народы. Однако непосредственной границы с Центрально-Азиатским регионом у Турции нет. Связь с центральноазиатскими государствами осуществляется через другие страны и регионы.
С этой точи зрения я позитивно рассматриваю тот факт, что Саратовский регион формирует заявку, чтобы стать логистическим хабом на точке пересечения транспортных коридоров, соединяющих Север и Юг, Запад и Восток.
У Саратовского региона есть большой потенциал в транспортно-логистической сфере, а у местных властей есть огромное желание его реализовать. Турция тоже придает большое значение логистике с использованием как морских транспортных путей (наша страна окружена со всех сторон морями), так и сухопутных.
Кроме того, в последние годы возросло значение железнодорожных перевозок. Открытие в 2016 г. транспортного коридора Баку – Тбилиси – Карс, соединившего железнодорожные сети Азербайджана, Грузии и Турции, повысило возможности торговли для нашей страны. Отмечу, что посредством этого железнодорожного транспортного коридора, выходящего на Саратовскую область, можно наладить ж/д перевозки в Западно-Казахстанский регион.
Таким образом,
Саратовский регион представляет интерес с точки зрения транспортировки грузов из Турции в Центральную Азию, и наоборот
Отмечу также, что эти проекты укладываются в логику проекта восстановления Шелкового пути и создания новых сухопутных торговых путей на евразийском континенте.
— Нурсултан Назарбаев не раз предлагал Турции присоединиться к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Как вы оцениваете перспективность этой идеи? Может ли реализоваться, к примеру, формат зоны свободной торговли между Турцией и ЕАЭС?
— Пожелание президента Казахстана Нурсултана Абишевича, на мой взгляд, очень важно и интересно. Могу сказать, что турецкая общественность и руководство страны с большим интересом и вниманием отнеслись к этой инициативе и обсудили ее. Может быть такое сотрудничество может реализоваться в перспективе. Однако сегодня Турция является кандидатом в члены Евросоюза (ЕС) и входит в Таможенный союз с ЕС.
В связи с этим рановато прогнозировать, что Турция может присоединиться к евразийскому интеграционному проекту
Отмечу также, что в настоящий момент сам Евразийский экономический союз находится на начальном этапе своего развития. Перспективы интеграционного объединения для турецкой общественности и научно-экспертной среды пока не совсем ясны. При этом в Турции с интересом следят за становлением ЕАЭС.
— Как бы вы оценили уровень торгового и экономического сотрудничества Турции и стран ЕАЭС на нынешнем этапе?
— Торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами хоть и развивается, однако в целом, на мой взгляд, находится не на очень высоком уровне, совершенно не соответствуя имеющимся у наших стран возможностям.
Напомню, что до политического кризиса в отношениях между Турцией и Россией в 2015-2016 годах наша страна экспортировала в РФ товаров на сумму $6 млрд, а экспортировала более чем на $25 млрд в основном энергоресурсы, природный газ и нефть.
Таким образом, торговый баланс складывался не в пользу Турции – отрицательное торговое сальдо составляло около $20 млрд. Отмечу также, что значительную часть туристического потока составляют граждане России. Нашу страну посещают около 5 млн российских туристов в год.
Однако если в посткризисный период в среднем они тратили $800 в неделю, сегодня этот показатель снизился до $600. Для сравнения: туристы из арабских стран в среднем еженедельно приносят около $4 тыс. Разница очевидна.
Повторюсь, важное значение для Турции играет культурно-гуманитарное и политическое сотрудничество с Казахстаном и Кыргызстаном. С этими странами турецкий народ объединяют общие исторические и культурные корни.
Однако торговой оборот оставляет желать лучшего
Торговля с Беларусью также на очень низком уровне. С Арменией нет ни дипломатических отношений, ни взаимной торговли.
— Нельзя не упомянуть, что Турция также является активным инвестором в Центральной Азии — турецкий бизнес в Казахстане и Кыргызстане представлен в строительной и транспортной сфере, финансовом секторе, ритейле и легкой промышленности…
— Перспективы действительно большие. Однако некоторые ограничения на развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Турцией и странами Центральной Азии налагают политические моменты. Казахстан, Кыргызстан и другие страны Центральной Азии относительно недавно обрели независимость и находятся на стадии становления экономической и политической систем.
В этой связи мне хотелось бы отметить инициативы казахстанского президента, который оперирует не только экономическими категориями, но также культурными и историческими ценностями. Я вижу в этом выражение стремления Казахстана стать полноценным, равноправным и сильным государством — членом мирового сообщества.
Но отмечу, что это сложный многоэтапный процесс. С другой стороны, надо сказать, что Турция, которая долгое время интегрировалась с Европой и Западом и развивала экономические связи главным образом с этими регионами, сейчас пересмотрела свои приоритеты.
Сегодня у страны новый взгляд и новое видение своего будущего. И они подразумевают многовекторность как в экономике, так и в политике. Надо отметить, что эта
многовекторность турецкой политики не нравится нашим старым союзникам – США и Европейскому союзу
Однако у Турции свои цели – она стремится стать сильным региональным государством. И с учетом этого ее интерес к Центрально-Азиатскому региону, стремление интенсифицировать сотрудничество с ним будет поддерживаться на достаточно высоком уровне.
— Сегодня страны ЕАЭС испытывают давление в связи с обострившимся геополитическим противостоянием и санкционными войнами между Россией и так называемым коллективным Западом. Каков, на ваш взгляд, оптимальный выбор в этой ситуации для Казахстана и Кыргызстана — сохранение нейтралитета и политики многовекторности, союзническая политическая поддержка России или дистанцирование от проблем своего партнера по ЕАЭС?
— Отношения между Россией и США – вопрос очень деликатный. Как специалист-международник, с интересом следящий за процессами в евразийском регионе, могу отметить, что
Казахстан и другие страны, входящие в ЕАЭС, в этой ситуации ведут себя корректно и правильно
С одной стороны, они поддерживают своего союзника Россию, с другой – ведут самостоятельную внешнюю политику. Соблюдая дистанцию в определенных вопросах, спорных с точки зрения норм международного права. Позицию, избранную Казахстаном, я бы назвал чрезвычайно корректной. И Кыргызстан, на мой взгляд, следует за повесткой Казахстана.
На мой взгляд, надо иметь в виду один момент: когда Россия пошла на обострение отношений с Западом в украинском вопросе, не думаю, что она консультировалась со своими союзниками по Евразийскому экономическом союзу.
Кроме того, надо учитывать, что ЕАЭС – это не политическое образование, а экономическое. Поэтому политика, которая ведется Казахстаном, Кыргызстаном и другими членами ЕАЭС, на мой взгляд, очень разумна.
Напомню, что в ходе процесса формирования Евразийского экономического союза президент Казахстана Нурсултан Абишевич делал упор именно на независимость и гарантии суверенитета стран-членов интеграционного объединения.
Очевидно, что
именно благодаря усилиям казахстанского президента экономика стала основой ЕАЭС
Для меня ясно, что Казахстан и другие члены ЕАЭС могут вести многовекторную политику, отвечающую прежде всего их национальным интересам. ЕЭАС, насколько я понимаю и вижу, это экономический союз равноправных суверенных государств.
Естественно, что любое государство, входящее в этот союз, имеет право вести свою самостоятельную внешнюю политику. Поэтому критика действий Казахстана не совсем понятна. В международной политике нет маленьких и больших государств – есть равноправные государства — члены мирового сообщества.