Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Намерены ли США бороться с Россией за перевооружение Центральной Азии? 

2801
aftershock.news

Заявление главы ВС США Джозефа Вотела вызвало большой шум. Генерал отметил, что США стремятся «увести страны Центральной Азии в сторону от военных закупок из России. Однако

высокие цены на американские системы будут и дальше представлять проблему для таких стран, как Казахстан

Узбекистан выразил интерес в диверсификации своих военных поставок и предоставил список американских систем и оборудования, в покупке которых они заинтересованы. Это представляет уникальную возможность увести Узбекистан в сторону от военных закупок из России и углубить наши отношения.

Мы продолжаем выстраивать отношения в военной сфере с Таджикистаном, несмотря на то что Москва усиливает свое влияние и наращивает военное присутствие на базе в окрестностях столицы страны», — заявил американский генерал.

Не стоит впадать в истерику

Что значат эти слова представителя американского военного командования? Как может отреагировать Москва? Об этом Sayasat.org поговорил с основателем и директором центральноазиатского института стратегических исследований (ЦАИСИ), экспертом в области международных отношений и безопасности Анной Гусаровой.

— В чем вы видите опасения США в связи с наличием в регионе российского оружия?

— О каких опасениях может идти речь, если 80% военно-технических закупок Казахстана импортируется из России? Логично же, что в этих условиях даже при тесной активизации сотрудничества по этой линии со странами НАТО – Францией, Германией, Испанией, Турцией и др. – доля американского вооружения существенно не изменится. Плюс не стоит забывать установки на импортозамещение в рамках ЕАЭС и договоренности в рамках ОДКБ.

Не все так просто. И

не нужно переоценивать заявления американских генералов или политических деятелей и вдаваться в истерику

Что, собственно, произошло в российском спутнике. Давайте разберемся, что на самом деле сказал генерал ЦЕНТКОМа и на что сделали акцент российские медиа. А он сказал:

«В то время как мы ожидаем, что страны Центральной Азии будут отдаляться от российского оборонного оборудования, более высокая цена на американские системы останется проблемой для стран ЦА».

Анна Гусарова. Фото: vzglyad.az

Логично же, что США не будут намеренно снижать стоимость своих технологий и вооружений, чтобы «переобуть» на 100% Казахстан или Узбекистан. Есть возможность наращивания сотрудничества между США и РК в этой сфере. И нужно предметно обсуждать, о каких контрактах и поставках может идти речь.

А так по большому счету нам только российской истерики не хватало. Которую активно подхватили и даже не уподобились уточнить, что это заявление было сделано в ходе слушаний Комитета по делам Вооруженных сил Сената Конгресса США больше недели назад по ЦЕНТКОМу.

Трамп не очень заинтересован в ЦА

— Говорит ли это заявление о том, что США по-прежнему воспринимают ЦА как поле противостояния с Россией?

— Еще раз повторюсь, это заявление было вырвано из контекста. Скорее,

некоторые страны ЦА вынуждены находиться в зоне информационного и иного противостояния между США и Россией

Плюс не стоит унифицировать весь регион и обобщать, поскольку в реальном военном сотрудничестве США делают ставку на две страны – Казахстан и Узбекистан. Причем последний в меньшей степени подвержен противостоянию РФ и США, чем Казахстан.

— Регион ЦА воспринимается все еще как стратегически важный или же интерес к нему на Западе падает?

— США традиционно имели политические интересы и интересы, связанные с вопросами обеспечения безопасности в Центральной Азии после терактов 9/11. На поддержку своих военных действий в Афганистане они выделили значительные средства.

В этом смысле Вашингтон следует подходу России по «жесткой безопасности» (hard security) в регионе и инвестируют в программы. Например, в международную программу военного образования и подготовки (IMET).

США с 2001 по 2016 годы потратили на повышение военного потенциала $1,9 млрд

Сюда входит обучение персонала служб безопасности и улучшение местного потенциала по борьбе с наркотиками.

Хотя все пять стран Центральной Азии признают некоторые улучшения в возможностях своих служб безопасности, программа недостаточным образом учитывала незаконный оборот наркотиков из Афганистана.

Более того, финансирование программ в Центральной Азии в ближайшие годы, вероятно, будет сокращено. Дональд Трамп выглядит менее заинтересованным в регионе, чем его предшественник. Так, в 2018 году он более чем вдвое сократил расходы бюджета США на Кавказ и Центральную Азию. Особенно это затронуло Кыргызстан, основного получателя программ США. Почти полностью сокращены программы в Казахстане и Туркменистане.

Приоритет другим странам

США продолжат взаимодействие со странами Центральной Азии в двустороннем формате. Учитывая недавние политические изменения в Узбекистане, Америка уже увеличила военное образование, обучение и техпомощь этой стране, а также расширяет сотрудничество с Казахстаном в области освоения космоса.

Формат C5+1 — основа для диалога между США и государствами Центральной Азии. Он также предназначен для решения проблем безопасности в регионе, таких как борьба с терроризмом. Но это недавняя инициатива, впервые представленная ​​в 2015 году, ее эффективность пока сложно оценивать.

Тем не менее под эгидой С5+1 реализуется несколько проектов по вопросам противодействия насильственному экстремизму и терроризму. Более того, Госдепартамент США с 2017 года отложил назначение помощника секретаря Бюро по делам Южной и Центральной Азии, которое курирует все страны Центральной Азии. Сегодня у исполняющего обязанности главы

прослеживается тенденция отдавать приоритет другим странам, таким как Пакистан и Индия

Первый зампомощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс имеет за спиной солидный опыт работы в Москве, Индии, Пакистане и Ближнем Востоке. 6 лет назад она была советником президента США по России и Центральной Азии.

Американская повестка пока не меняется

— Какие концепции в отношении Центральной Азии сейчас побеждают на Западе, есть ли что-то новое в оценках будущего региона?

— В принципе США не находятся в поиске новой модели отношений со странами Центральной Азии. Вашингтон работает традиционным способом – ставка на двусторонние отношения (сейчас по многим направлениям в приоритете однозначно Узбекистан) плюс параллельно региональное сотрудничество. Вместе с тем региональные проекты все теснее связывают Центральную Азию с Южной.

Эпизодически регион попадает в зону интересов США, но скорее косвенных –

с 2001 года Афганистан, плюс Россия в активной фазе противостояния и санкций.  Элис Уэллс в интервью не раз подчеркивала, что интересы и позиция США в каждой центральноазиатской стране и регионе сохраняются.

Важность территориальной целостности, независимости, поощрение экономического развития и регионального сотрудничества для разрешения ситуации в Афганистане, все это остается в американской повестке.

Стратегия ЕС

— Чем подход США к Центральной Азии отличается от подхода Европейского союза?

— ЕС планирует увеличить бюджет как на двусторонние, так и региональные проекты и программы в Центральной Азии до 2020 года. За исключением Казахстана, поскольку РК больше не развивающееся государство. Кроме того,

Брюссель дополнительно консолидировал 124 млн евро на имплементацию региональных проектов,

включая верховенство закона и региональное сотрудничество. В проекте «Укрепление отношений между ЕС и Центральной Азией» мы как раз и говорим о том, чем отличаются подходы США и ЕС в регионе. А также что нужно предпринять ЕС в более эффективной реализации новой стратегии Брюсселя в регионе (в июне ожидается новая стратегия ЕС в ЦА).

Помимо финансовой составляющей также важно отметить, что

Евросоюз никогда не старался закрепиться в регионе с военно-политической точки зрения

В отличие от России и США. Верховенство закона, политические реформы и демократизация, в том числе поощрение прав и свобод человека, хоть и являются общими ценностями, но их имплементация, поощрение и продвижение заметно отличаются.

Европейцы в своих действиях в принципе достаточно пассивны, осторожны и наблюдательны.

Новые зоны нестабильности

— Есть ли у США опасения, что власти Центральной Азии не справятся с обеспечением безопасности в регионе?

— Такие опасения не должны возникать. Обеспечением безопасности в регионе занимаются сами страны ЦА, которым на данном этапе мало кто представляет опасность (если говорить о рисках и вызовах безопасности).

Посмотрите рейтинг стран по терроризму, страны Центральной Азии даже не в первой половине. Военный конфликт с соседними странами исключается.

Не стоит забывать, что

Центральная Азия никогда не являлась приоритетным направлением внешнеполитической стратегии США,

в том числе с культурно-гуманитарной точки зрения. Многие аналитики пытаются проанализировать стратегию США в регионе – 2.0 или 3.0. Но, по сути, приоритеты остаются теми же.

Просто обстановка в мире ухудшается, возникают новые зоны нестабильности и турбулентности, а в тесной связке с Россией и в условиях информационных операций мы это ощущаем гораздо сильнее.

Следующий момент. В связи с возможным сокращением на 1000 человек американских военных в Афганистане начинаются спекуляции в медийном пространстве. Они аналогичны тем, которые активно муссировались во время администрации Обамы и как это негативно скажется на странах Центральной Азии. Не сказала бы, что сказалось негативно.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter