18+
Нур-Султан
Сейчас
4
Завтра
5
USD
389.81
+0.22
EUR
430.27
+1.21
RUB
6.06
+0.01

Малоизвестная традиция Өкіл күйеу

1900

В обществе существуют традиции с давней историей, но бытующие и по сей день. Например, Өкіл әке (названный отец), Өкіл ана (названная мать), Өкіл аға (названный брат), Өкіл әпке (названная сестра) и сегодня не забыты. А вот о традиции Өкіл күйеу (названный зять) в наши дни мало кто помнит.

i.mycdn.me

Ситуации, когда выбирался «названный родитель»

Вот что пишет о названных родственниках исследователь казахских традиций Айып Нусипокасулы:

«В прошлые времена мужчина, уходя на войну, если ему не на кого было оставить сына или дочь, приглашал в свой дом друга или знакомого и просил быть Өкіл әке (названным отцом) своим детям или близкому родственнику. Особенно если тот остался сиротой или серьезно болел.

– Хочу своего близкого оставить на твое попечение. Если мне будет не суждено вернуться с поля брани, прошу тебя, позаботься о нем, воспитай, как своего ребенка, пусть он станет достойным членом общества.

Обычно в такой просьбе никто не отказывал. Быть названым отцом, матерью, братом и сестрой — большая ответственность и почет. Об этом просили самых уважаемых людей. И тот, кто брал на себя это обязательство, относился к названным детям как к родным.

Названый отец женил приемного сына и наделял долей наследства наравне с родными

Названую дочь выдавал замуж тоже как родную. Одним словом, выполнял свой родительский долг как подобает».

Традиция в литературе

Подобный случай описал в автобиографической повести «Наша семья» Бауржан Момышулы.

«В наш аул прибежал юноша. Он также был заражен общей радостью своего аула: бездетным супругам «бог подарил сына». Глотая концы каждого слова, юноша доложил:

– Аккулы ата просит вас, Айша апа, быть названной матерью, а Жанторе ага названным отцом новорожденного…

Все наши во главе с Айшой апа отправились в аул Аккулы. Там уже дымились очаги, а из стада волокли барана. Мы шли медленно за Айшой апа и Жанторе, не смея обогнать с достоинством шагающих стариков и с трудом сдерживая пыл своего любопытства».

Названный зять

Среди этих традиций есть очень редкая Өкіл күйеу (названный зять). «Өкіл күйеу» — это особый вид дружбы между старшими и молодыми по возрасту людей. Зачастую инициативу совершения традиции проявлял более взрослый. Такое происходило тогда, когда человеку с большим жизненным опытом нравился кто-то из молодых, и старик предлагал ему стать его «Өкіл күйеу».

За этим стояло искреннее желание передать свой богатый жизненный опыт представителю более младшего поколения

Но нельзя отрицать, что человек, проявивший подобную инициативу, таким образом желал приблизить к себе молодого человека, который занимал определенный административный пост в обществе. Одним словом, старик преследовал личные корыстные цели. Такой поступок в казахском обществе подвергался осуждению и человек рисковал своей репутацией.

О традиции «Өкіл күйеу» можно прочесть в романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Писатель описывает ситуацию, которая имела место в жизни зажиточного Жамантая и отца поэта Кунанбая, бывшего в то время ага-султаном:

«Абаю все же удалось разговорить Суюндика:

– Суюндик ага, прошу, разъясните мне, почему вы с моим отцом до сих пор в недомолвках?

– Так уж и быть, расскажу, коль просишь! Ты должен знать, как это случилось! Твой отец был в друзьях с Жамантаем из племени Мамай, так как приходится ему өкіл күйеу и получил от него в подарок двести овец.

– Что значит быть названным зятем?

– Быть өкіл күйеу это вроде быть тамыром.

– Тогда почему не называется тамыр?

– Обычно тамырами становятся люди одного возраста. А когда старший желает близко подружиться и стать тамыром с младшим по возрасту, это называется өкіл күйеу.

– И что же было дальше…

– В одно время Кожекбай, сын Жамантая, поспорил из-за земли с одним своим бедным сородичем по имени Кулжабай. Твой отец пригласил меня и сказал: «Разреши этот спор».

Я выслушал обоих, понял, как должно быть по справедливости, и сказал: «Межа должна лежать вот так». Твой отец ехал следом за мной вместе с Кожекбаем. Чувствую, мое решение Кожекбаю не по нутру. Недоволен, вот-вот лопнет от ярости. Начал жаловаться твоему отцу. Тут твой отец недовольно сказал: «Ты не так делишь?!» А я ведь должен решить, чтобы ни нашим, ни вашим. Тогда я ответил ему: «Я не овец делю, а иду по дороге правды!». Закончив рассказ, Суюндик замолчал.

– И что же было дальше? – Абай хотел знать, чем закончилась вся эта история.

Суюндик махнул рукой:

– Незачем тебе знать о том, сынок. Дальше все пошло кувырком…

Абай изменился в лице и глубоко задумался».

Среди большого количества казахских традиций Өкіл күйеу является одной из самых редко упоминаемых.