Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Как снимали «Ивана Грозного» в Алма-Ате: испуганные горожане и суровые опричники

1377
Кадр из фильма «Иван Грозный» (1944). Фото — fenixclub.com

Война, разорившая одну шестую часть планеты, обогатила Алматы.

Прибыль городу, и огромная, случилась от эвакуированных к нам деятелей культуры СССР

И сейчас Алматы культурная столица — и не только страны, но всех стран СНГ.
Одна киностудия тогда чего стоила! Центральная в СССР, во главе с Сергеем Эйзенштейном — признанным мировым кинематографическим сообществом мастером. На базе Алматинской студии кинохроники она объединила «Мосфильм» и «Ленфильм». И родила Алматинскую студию художественных фильмов. Здесь отсняты такие выдающиеся ленты, как «Два бойца», «Иван Грозный» и масса другой кинематографической продукции. Это помогало пережить военное лихолетье и приблизить победу.

kino-teatr.ru

Где жила творческая интеллигенция?

Часть съемок проводилась в здании тогда центрального Дома культуры, на углу улиц Толе би и Калдаякова (ранее ул. Комсомольская и 8-го Марта). Сейчас там Государственная филармония им. Жамбыла.

Еще один съемочный павильон располагался в здании, которого уже нет – сгорело дотла в суверенное время, увы. Но память о нем будет жить до тех пор, пока в Алматы живут люди, чье детство не обошлось без посещения Театра для детей и юношества. Здание построили еще до войны, это была первая высотка в одноэтажном Алматы. Был в нем кинотеатр «Алатау», который переоборудовали под съемочный павильон Центральной киностудии. Здесь же и на долгие четыре военных года разместили творческую кинематографическую интеллигенцию.

В первые годы эвакуации довелось пожить в импровизированном общежитии Сергею Эйзенштейну, поэту Сергею Луговскому

и многим народным и простым артистам.

Когда киностудии разъехались и вновь стали Мос- и Ленфильмами, оставшаяся в городе Наталья Сац убедила руководителей партии и республики, что лучшего здания для организации ТЮЗа не найти. Однако сейчас не об этом – вернемся к нашему мистическому рассказу.

Поселок стал местом для съемки натуры

Итак, как утверждают энциклопедии, в годы Великой Отечественной войны 80% в всей кинопродукции было отснято и выпущено в Алматы. Всем и каждому известно, что в павильонах всей картины не отснимешь, нужны съемки и на натуре. Для фильма Сергея Эйзенштейна

натуру для средневековой Руси выбрали в поселке, что нынче зовется Второй пятилеткой

Домишки здесь стояли настолько неказистые, что вполне смахивали на жилища древнего российского люда. Вот сюда- то ранним воскресным утром и привезли актеров и массовку. А поскольку условий для переодеваний не было, все прибыли в полном костюмированном облачении, с реквизитом и при оружии того времени – алебардами, пиками, саблями и прочей атрибутикой времен Иван Грозного.

Опричники как опричники, бояре как бояре, священнослужители – по укладу им предписанному. Ну а людишки из смердов не шибко-то отличались от «ударников» Второй пятилетки. Короче говоря, увидали такое нашествие труженики и попрятались в испуге по домам. Место съемки оцепили, прозвучала команда «Мотор», и…

Казусы

По воспоминаниям ассистента Эйзенштейна Дмитрия Попова, случился на этой натуре курьез:

«…Вот по селу медленно идет митрополит в полном облачении, — вспоминает он. Ехавшая в санях навстречу пожилая колхозница (она там оказалась случайно, на съемках и не такое бывало), увидев его, сначала испугалась и побледнела, остановила лошадь, перекрестилась и прошептала что-то. Потом, опомнившись, оглянулась, неистово хлестанула коня и покатила дальше.

Но дорогу ей тут же перерезала группа опричников на лыжах, в черных кафтанах и островерхих шапках, с колчанами и луками за спиной, и она окончательно оторопела…

Дальше на рысях пронеслась группа конников в шлемах, плащах и с копьями…

«Господи, спаси и помилуй! Матерь Божья Пресвятая Богородица!» — падает с воза колхозница…

kino-teatr.ru

Но тут она видит, что мимо бредут четыре схимника в черных одеждах и с длинными, до колен, узкими седыми бородами. Пробежали две боярыни в шубейках, густо повалил «черный люд» в войлочных шапках, обнажая снизу ботинки и галоши советской поры… Баба впала в истерику и стала неистово крестить лоб. Таковой и попала в кадр «Ивана Грозного».

Говорили, что после этих съемок не только у этой женщины, но и у некоторых других колхозников, как говорится, крыша поехала. Зато фильм получился превосходный. Впрочем, как и все остальные, что снимал Эйзенштейн.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter