С недавнего времени на гербе Алматы красуется уникальный зверь, к сожалению, очень редко встречающийся в природе. Редкий сейчас. Но известны случаи, когда этот хищник довольно смело захаживал на обжитые территории.
Когда-то барсу был не так страшен шумный город, где встретиться на улице с охотником, держащим оружие заряженным наперевес, практически невозможно. А значит и опасности для дикого зверя город не представляет. Скорее мы сами для него мишени. Но не ходит барс в населенные пункты, гипотетически утверждают знатоки дикой природы. А вот в реалиях…
Аккурат накануне Великой Отечественной войны встреча человека, вернее нескольких людей со снежным барсом (по нашему — ирбис) все-таки случилась.
Какова причина, что могучий зверь покинул высокогорье, доподлинно никому неизвестно
Можно только предполагать, что перевелись в ту пору в его владениях горные козлы. А может именно эта кошка размером от кончика носа до кончика длиннющего хвоста в два с половиной метра и весом в полусотню килограммов, обладала человеческим любопытством, вот и пошла в ту сторону, откуда потягивало запахом жареных котлет – излюбленной пищи находящегося на отдыхе пролетариата.
Именно такой контингент отдыхал в санатории имени «10-летия Казахской советской социалистической республики», что находился в урочище Медеу, и вначале был простым домиком для отдыха и охоты крупного партийного руководителя Дмитрия Фурманова.
Но сии подробности барсу, конечно же, ведомы не были. Шел он, как мы уже предположили, на запах котлет. Шел, шел и дошел…
Перемахнул через санаторную ограду и оказался на птичьем дворе (в те времена любое подобное заведение имело подсобное хозяйство). Махнул лапой, словно молнию прочертил, и пара курочек да смелый петушок, который было бросился на врага, оказались поверженными. И естественно, тут же съеденными. Кудахтанье оставшихся в живых кур раззадорило и заставило барса (он ведь охотник) двинуться далее.
Поросенок даже пикнуть не успел, как оказался в желудке у почуявшей свежую кровь кошки. Свинья с испугу бросилась в открытые двери кухонного блока. Барс – за ней. Повара в тот ранний час еще не растапливали печи. Да и самих мастеров щей в кухне не было. Зато на полках оказалось много посуды. Вот на ней то и сыграл триумфальный марш наш хищник. На шум поспешили люди.
— Тарарам стоял такой, что спать дольше не было никакой возможности, — вспоминал очевидец пришествия дикой твари из дикого леса в цивилизацию.
Первым в пищеблок решился войти Александр Раздобреев, директор санатория.
Обезумевший от собственного «концерта» зверь мгновенно повалил человека на пол и вонзил ему в горло острые зубы…
И только тогда кто-то крикнул:
— Несите ружье!..
Происшествие горячо и долго обсуждали в обывательской среде. Компетентные органы завели уголовное дело по факту смерти человека. Естественно, дело тут же и закрыли: ищи-свищи убийцу в горах. Куда, кстати, барс и умчался, как только услышал призыв «Несите ружье!».
Бывалые люди, старожилы, твердо знавшие и утверждавшие, что зверь этот никогда в городе не появлялся и что, мол, в принципе такое невозможно, были посрамлены писателем Николаем Ановым.
Он вспомнил, что еще будучи корреспондентом газеты «Джетысуйская искра», писал, что в новогоднюю ночь с 1926 на 1927 годы ирбис уже приходил в гости к горожанам.
Случай тот описан был как курьез, поскольку трагедией, слава богу, не завершился:
«… Пятнистый барс забрался в дом обывателя. У ворот на привязи стояла верховая лошадь. Владелец ее завернул к хозяину на несколько минут, а когда вышел из дома, коня и след простыл.
Барс, вцепившись лошади в гриву, мчался на обезумевшем от ужаса животном по безлюдным улицам. Зверь загрыз коня, а остатки растащили голодные волки. Это событие произошло на Каскеленской улице».
Каскеленской в ту пору называлась улица Чайковского. Это сейчас она наполовину застроена, а потому почти непроходная. А тогда была прямой как стрела, имела выход в природный заповедник на юге и ключ с превосходной водицей в северной оконечности, то есть на Ташкентской дороге.
У краеведов нашего времени узнаем, что «в 1969 году, во время съемок фильма «Тигр снегов» о свободолюбивом обитателе Заилийского Алатау,
от зубов и когтей пострадал егерь – в схватке с ирбисом он потерял ногу»
Других историй о походах снежного барса по городам и весям не зафиксировано. А в наши дни умный зверь сторонится человека пуще всего на свете. Да и нам не следует тревожить символ Алматы.