С приходом к власти Шавката Мирзиеёва и сменой руководства политический процесс в Узбекистане существенно изменился. Трансформировался и баланс сил. Это отразилось не только на внутренней повестке дня, но и на внешнеполитическом курсе Ташкента. Жумабек Сарабеков, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК, анализирует.
Одним из ключевых сюжетов изменения узбекского общества стало снижение роли силовых структур в системе управления и оттеснение их от властных рычагов.
До недавнего времени в отношении узбекских силовых структур вполне можно было употребить слово «всемогущество». Они занимали главенствующие позиции в политической системе и концентрировали в своих руках огромную власть, подкрепленную мощным финансовым капиталом.
По мнению ряда узбекских политологов, спецслужбы, и прежде всего Служба национальной безопасности (СНБ), к середине 2000-х занимали ведущую роль в кадровом обеспечении госорганов.
Сотрудниками СНБ были до 75% управленческого аппарата
Кроме того, имелись сведения, что лидеры спецслужб владели крупнейшими узбекскими банками.
Причина столь глубокого внедрения силовиков в систему управления заключалась в том, что первый президент Узбекистана Ислам Каримов в своей политике и укреплении власти опирался в основном на силовые структуры. Их влияние особенно усилилось после андижанских событий 2005 года, когда возникла реальная угроза стабильности. Это и привело к заметному расширению полномочий спецслужб.
Вместе с тем их столь широкое присутствие практически во всех сферах общественной жизни несло и серьезные издержки. А именно, доминирование силовиков хоть и обеспечивало порядок, но сделало систему заскорузлой, невосприимчивой к реформам и модернизации. Кроме того, всячески подавлялась инициатива со стороны узбекского бизнеса, который нуждался в либерализации правил игры.
Другим серьезным побочным эффектом стала проблема масштабной коррупции
Очевидно, что для Шавката Мирзиёева, который нацелился на проведение масштабных реформ, существовавшее положение дел сильно ограничивало пространство для маневров. В первое время новоизбранному президенту действительно приходилось учитывать мнение силовиков. И это наглядно показала ситуация вокруг отмены виз для иностранных граждан.
Как известно, сначала Мирзиёев выпустил указ об отмене виз уже с весны 2017, однако впоследствии это перенесли на более поздний срок. Согласно официальной версии, перенос был обусловлен необходимостью создания соответствующей материально-технической базы. Однако, по другим сведениям, решение отложить внедрение безвизового режима было связано с отрицательной позицией СНБ по этому вопросу.
Поэтому новоизбранный президент Узбекистана постепенно начал тяготиться излишним влиянием силовиков и предпринял меры по его ограничению. Это выразилось в кадровых перестановках в рядах силовых структур и позволило Мирзиееву заново выстроить систему сдержек и противовесов в силовом блоке.
Президент поменял всех глав силовых ведомств и расчистил кадровый состав спецслужб
Еще одним важным шагом Мирзиёева по снижению роли силовиков в политическом процессе, на мой взгляд, является реформа сферы госуправления. Сегодня в Узбекистане впервые за всю историю независимости разрабатывается закон о госслужбе.
Реформа должна улучшить материальное и социальное обеспечение госслужащих и создать систему профессиональной подготовки кадров. Похоже, президент Мирзиёев, в отличие от своего предшественника, намерен сделать ставку на бюрократию.