В среднем по стране литр самого популярного Аи-92 подешевел на 5 тенге.
14 февраля на пленарном заседании в сенате министр энергетики Канат Бозумбаев сделал ряд интересных заявлений.
— Мы сейчас в мажилисе обсуждаем законопроект о внесении изменений и дополнений о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов. В соответствии с ним будет четко определен порядок и регулирование экспорта нефтепродуктов, который
позволит нам избежать безконтрольной утечки нефтепродуктов с рынка Казахстана на сопредельные рынки
Потому что риски такие действительно есть в связи с тем, что цены значительно выше и в РФ, и в Узбекистане и Кыргызстане, — сказал министр в своем выступлении.
По словам Каната Бозумбаева, в 2019 году запланировано переработать 17,2 млн тонн сырой нефти на казахстанских НПЗ. Ожидается, что это даст стране около 4 млн тонн дизельного топлива и примерно столько же бензина.
— Мы закроем на 100% свои потребности по дизельному топливу, бензину, авиакеросину, мазуту и битуму, по которым в прежние годы от 30 до 50% зависели от сопредельных стран, — подчеркнул министр. — Но перерабатывая такой объем,
у нас получится профицит бензина в 500-650 тысяч тонн. И он уже ощущается с первого месяца нынешнего года
В связи с этим мы несколько снизили объемы переработки на наших НПЗ.
В планах министерства к концу 1 квартала начать экспорт бензина и наверстать заложенные на год объемы переработки.
В российских СМИ появилась информация, что профицит ГСМ наблюдается и в соседней с нами республике. В частности, говорится, что после запуска новых установок на комплексе «ТАНЕКО» в Татарстане и на Антипинском НПЗ мощности по производству бензина увеличились почти на 2 млн тонн.
Это произошло за счет модернизации старых заводов и строительства новых
До 2026 года будут модернизированы еще девять НПЗ, а выпуск бензина класса «Евро-5» увеличится на 3 млн тонн.
Поэтому россияне тоже находятся в поисках рынков сбыта. Но Казахстан в этой роли уже не рассматривается, так как
модернизация трех крупных казахстанских НПЗ практически вытеснила российское топливо с рынка Центральной Азии
А теперь о самом главном: почему при очевидном профиците мы все так же видим высокие цены на ГСМ? И как Казахстан, находясь в ЕАЭС, намерен защищать внутренний рынок производства нефтепродуктов от российского топлива? На эти и другие вопросы нам ответил внештатный советник министра энергетики Аскар Джалдинов.
— У нас рынок ГСМ категорически нестабилен. То серьезный дефицит, то профицит. Причем, по разным слухам, причинами дефицита считали утечку топлива в Россию и возвращение его с накруткой обратно. По другой версии, казахстанский бензин массово скупал соседний Кыргызстан. Что на самом деле было?
— Никогда такого не было, чтобы казахстанский бензин уходил в Россию, а затем с перебитыми бирками возвращался обратно. До 2018 года был страшный дефицит всех видов ГСМ из-за 9-летней модернизации всех трех НПЗ.
Почему цены ползли вверх? Потому что российский бензин, которым замещался дефицит в Казахстане, всегда был дороже по двум причинам. Там существует специальный налоговый режим и все время растут акцизы на бензин. В Казахстан топливо экспортировалось без учета акцизов, то есть чуть дешевле, чем он стоил на внутренним рынке России. Но все равно был дороже казахстанского.
Нам приходилось перемешивать казахстанский и российский бензин и устанавливать среднюю цену
Но даже несмотря на это, в Казахстане ГСМ были значительно дешевле, чем в России, Кыргызстане и Узбекистане.
Почему министерство ушло от государственного регулирования цен на топливо? Потому что получалось, что мы искусственно держали цену у нас, а в соседних странах она продолжала расти. Начался переток топлива в соседние страны. Обычные обыватели на бензовозах и больших тягачах заправляли по тонне-две топлива, ежедневно пересекали границу и сливали его на ближайших заправках по другой цене.
Тогда, в 2016 году, было принято решение об отказе от госрегулирования цен на Аи-92, Аи-80 и дизтопливо
Сейчас цена регулируется рынком путем спроса и предложения.
— Россияне заявили, что у них тоже профицит бензина. Ищем рынки сбыта. Это какие?
— В ближние географически страны. Чем дальше пойдет экспорт, тем выше будут цены за счет расходов по транспортировке. Поэтому Узбекистан и Кыргызстан мы рассматриваем в качестве партнеров.
С Кыргызстаном ведутся переговоры, но они официально уже попросили льготные цены и разрешение на реэкспорт нашего же бензина
третьим странам по рыночным ценам. Этот вариант, конечно же, не самый для нас оптимальный, потому что и у нас есть возможность самостоятельно заниматься таким экспортом. Сейчас идет борьба за рынок.
— Как мы будем защищать свой внутренний рынок от российского бензина?
— Он уже защищен. С конца прошлого года постановлением правительства внесены ограничения на ввоз в Казахстан ГСМ железнодорожным, то есть основным видом транспорта. Других механизмов нет.
Поскольку мы находимся в одной экономической зоне, никто не позволит нам нарушать ранее достигнутые в рамках союза договоренности
Будем еще думать, как защищать внутренний рынок. Поскольку государство отпустило цены на рынке, он регулирует их сам. Если покупателя перестанет устраивать цена продавца, начнется поиск альтернативы в той же России. Но по ранее названным мной причинам — акцизы и стоимость транспортировки — там цена выше, чем в Казахстане.
Поэтому нет никакого смысла бояться, что российское топливо зальет Казахстан.
— Обычно дефицит порождает рост цен, а профицит — их снижение. Почему профицит бензина в Казахстане есть, а цены не снижаются?
— За последний месяц цены на Аи-92, самый востребованный бензин в Казахстане, снижаются.
Если сравнить средние цены ноября-декабря 2018 года, когда бензин стоил 152-154 тг/литр, сейчас это уже 148-149 тг/л
Это рынок сам отреагировал на объемы запасов топлива внутри страны. Насколько ниже упадет цена, зависит от дальнейшего затоваривания. Таковы законы рынка.
— Как повлияла на цены модернизация? Ведь подразумевается улучшение качества вкупе со снижением расходов и увеличением КПД?
— С обывательской точки зрения так должно быть. Но переработка нефти и нефтепродуктов — процесс очень высокотехнологичный и трудоемкий. И на НПЗ были модернизированы определенные установки, позволившие улучшить качество до стандартов Евро-4 и Евро-5, а также расширить ассортимент нефтепродуктов.
Казахстанский бензин очень даже конкурентоспособный
Когда идут рассуждения о цене одного литра, нужно понимать одну простую истину. В Казахстане бензин стоит дешевле литра бутилированной питьевой воды. А ведь ее добыча и фасовка значительно дешевле.