Отток человеческого капитала из Казахстана не раз становился темой для обсуждений. Многие убеждены, что для страны с и без того небольшим населением в соотношении с территорией это серьезный вопрос.
Политолог Ирина Черных на экспертном обсуждении аналитической группы «Кипр» «Эмиграция из РК: отток человеческого капитала» отметила, что при анализе миграционных процессов не надо придерживаться ни негативной, ни позитивной точек зрения. Так как в целом
миграция в условиях сегодняшней глобализации естественный процесс
— В Казахстане, который сегодня является центром Центрально-азиатской миграционной системы, фиксируется утечка мозгов. И конкуренция в этом направлении идет в большей степени между Казахстаном и Российской Федерацией. А учитывая, что практически во всех странах ЦА отсутствуют социальные лифты для молодежи,
миграция является одним из способов расширения жизненных способностей и повышения социального статуса
В первую очередь это касается отъезда молодежи. Статус наиболее привлекательной страны для внешней миграции сохраняет Россия. Более того, в последние несколько лет она формируется и как центр образовательной миграции. Реализуется большое количество образовательных программ, — замечает она.
На сегодняшний день в Казахстане фиксируется отрицательное сальдо миграции и имеет тенденции к росту, начиная с 2012 года. При этом, по мнению Черных, драматизировать демографическую ситуацию в стране не стоит. В целом численность населения РК увеличивается и сегодня составляет более 18 млн 600 тыс. человек.
— И все-таки существуют две тревожные тенденции, на которые я бы хотела обратить внимание.
молодые люди от 15 до 29 лет составляют более 25% от общего числа выезжающих из РК
Если брать цифры за 2017 год, с высшим образованием выехали из Казахстана 11 290 человек (почти 30% от общего числа выехавших), а въехали 2 736, или 17,5%, — делится данными политолог.
По ее словам, не стоит недооценивать и отложенную образовательную миграцию. Поскольку многие, кто уехал учиться, через 4-5 лет после окончания вуза могут остаться работать в стране обучения.
Когда они начнут менять гражданство, цифры будут неутешительными
И значительно превысят цифры, представленные сегодня в рамках официальной статистики.
Между тем Ирина Черных поделилась данными исследования за сентябрь 2018 года по заказу Международной организации по миграции. В его рамках был проведен онлайн-опрос среди молодых казахстанцев до 40 лет, имеющих высшее образование, в том числе и зарубежное. Некоторые жили и работали в других странах.
— Самым основным «выталкивающим» фактором, по мнению многих экспертов, для казахстанских профессионалов является ухудшение в стране социально-экономической ситуации.
Немаловажным фактором является и то, что по силе казахстанское гражданство значительно уступает тому же российскому.
Так, по Индексу гражданства мира Россия занимает 63 позицию, относясь к странам с высоким качеством гражданства. Казахстан же находится на 91 строчке и относится к странам со средним качеством гражданства. Что касается ответов молодых профессионалов на вопрос, хотели бы они уехать в другую страну, каждый третий ответил утвердительно. Мы имеем приблизительно равные доли респондентов:
одна треть ответила «да, несомненно уехали бы», другая отрицательно, оставшиеся выбрали вариант «другое»
Если проанализировать, входившие в последнюю категорию опрошенные, по сути, возможность переезда не исключают. Но уехать они хотели бы при условии продолжения ведения научной деятельности или участия в интересном проекте. У ряда опрошенных из этой же категории нет устойчивого желания уехать, но девальвация и местами бытовой национализм заставляют задумываться. Также среди «выталкивающих» факторов молодые люди отметили
Исходя из этого, велика вероятность, что часть респондентов, выбравших категорию «другое» тоже рано или поздно могут эмигрировать, — рассказывает Черных.
Среди опрошенных казахстанцев, проживающих в других странах, на вопрос, хотели бы они вернуться на родину, 8,3% ответили утвердительно, 50% сказали «однозначно нет» и 41,7% выбрали вариант «другое». То есть, опять же, их решение будет зависеть от того, предложат ли им что-либо в Казахстане.
Исследование выявило также факторы, удерживающие наших граждан от выезда на ПМЖ в другую страну.
— Политических факторов нет: ничего не привлекает в контексте развития политической системы.
Есть факторы экономические: хорошо оплачиваемая работа, востребованность, репутация и отсутствие материальной базы для переезда
Но большинство все же носят социальный характер. Это родственные связи, чувство родины и привязанность к местной культуре, — замечает Ирина Черных.
Политолог убеждена, что на сегодня основополагающим фактором для Казахстана является не сколько реализация программ по минимизации выезда молодых казахстанских профессионалов, сколько продуманная миграционная политика по привлечению в РК образованных людей из Центральной и Юго-Восточной Азии.
Не секрет, что многие наши сограждане уезжают из страны на временные заработки. Как отмечает политолог Марат Шибутов, если посмотреть на официальную статистику Евразийской экономической комиссии, можно увидеть, что с 2012 года количество выезжающих работать в страны ЕАЭС выросло в три раза (с 34 до 114 тыс. человек в 2018 г.). Практически все едут в Россию.
— Трудовая миграция очень хорошо подтверждается денежными переводами. По данным Нацбанка РК, с 2011 по 2017 число переводов физлиц из России выросло с 67,59 до 142,2 млн долларов. А если учитывать, что курс тенге снизился, получаются огромные деньги. За 4 квартал 2018 пока у меня нет статистики, но сумма переводов примерно такая же, как и в 2017, — говорит Шибутов.
Как одно из направлений нелегальной трудовой миграции политолог выделяет миграцию в Южную Корею.
После открытия безвизового режима в 2014 году количество нелегалов из Казахстана, едущих туда на заработки, растет из года в год
По данным МИД РК, если в 2016 году это было порядка 3 238 человек, на 15 октября 2018 речь шла уже об 11 561.
На усиление легальной и нелегальной миграции, по словам Шибутова, влияет сложность в реализации своего трудового потенциала на родине.
— Вот к примеру,
в 2017 году у нас выпускников вузов было около 83 тыс. Из них за оставшиеся полгода нашли работу всего 29 тыс.
А по специальности — 8 200 человек, — констатирует он. И главной причиной отмечает снижение уровня образования и нехватку стабильных рабочих мест.
Ольга Симакова, социолог «Центра социальных и политических исследований «Стратегия», отмечает: основной риск миграции из Казахстана заключается в том, что она приобрела конкретный возраст и этническую принадлежность.
И это вызывает страхи со стороны общественного мнения. Однако, по результатам опросов, миграционный потенциал казахстанцев остается низким.
— На январь 2019 из общего количества опрошенных только 10% хотели бы эмигрировать
В этой категории основными причинами являются чувство беспокойства, тревоги и неуверенность в завтрашнем дне, — утверждает Симакова.
По ее словам, в целом выталкивает людей из Казахстана негативизация образа страны. Некоторые принимают решение уехать не потому что в Казахстане плохо жить, а просто потому что не находят для роста и самореализации таких условий, какие могут предоставить другие страны.