Начать можно с отказа от доллара в качестве основной валюты.
Всю мировую экономическую систему пора менять, считает профессор Ян Аарт Шольте (Швеция). Именно она стала причиной обнищания одних стран и непомерного обогащения других. Причем процесс развивается. Конечно, страны-лидеры и транснациональные корпорации будут сопротивляться изо всех сил.
Об этом он заявил во время лекции в Институте мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента.
Основной тезис Шольте: одна из основных проблем современной системы — растущее неравенство между разными слоями населения. Причем мировое сообщество вполне отдает себе в этом отчет и все больше говорит об этом. Но ничего не меняется.
Неравенство имеется не только внутри отдельно взятых стран, но и мировое.
Еще больше его увеличивает глобализация
Один из индексов, измеряющих уровень неравенства, так называемый коэффициент Джини.
Россияне устали от несправедливости, признал глава Конституционного суда
— Например, коэффициент Джини у Швеции – 25, что говорит о низком уровне неравенства.
У Казахстана – 29, что тоже очень хороший показатель
У США – 41, Бразилии – 55, а Намибии – 66, что свидетельствует о довольно высоком уровне неравенства в обществе. Это если говорить об отдельных странах, — сказал профессор.
На глобальном уровне средний коэффициент Джини между 61-70. Это говорит о том, что средний глобальный уровень неравенства намного выше, чем во многих отдельно взятых странах.
0,7% населения земли контролируют 45,3% всех экономических активов на планете
А у половины населения в собственности менее одного процента активов. Неравенство наблюдается по признакам пола, возраста, языка, национальности, расы и тому подобного. Почему так получилось?
Почему Казахстан должен прекратить боготворить Tesla и Uber — обзор иноСМИ
— Некоторые могут сказать, что основной причиной являются индивидуальные качества отдельно взятых людей. Те, кто больше работают, кто умнее, соответственно и зарабатывают больше.
Безусловно, индивидуальные качества на каком-то уровне влияют на благосостояние, но это не является основной причиной неравенства. Например, думаете в Казахстане или в других странах нет таких же умных, как Билл Гейтс, или также усердно трудятся, как Марк Цукерберг? Конечно, есть. Но они не являются сегодня миллиардерами, — заявил лектор.
Китайская денежная империя меняет облик мировой торговли — Bloomberg
Профессор Шольте считает, что причина глобального неравенства лежит в «институциональных правилах глобальной экономики». Об этом, кстати, он утверждал еще в своей книге «Новые правила глобального правосудия: структурное перераспределение в глобальной экономике».
Ныне существующие правила, нормы и стандарты изначально дают одним больше возможностей, чем другим
— Например, доминирование доллара как основной мировой валюты дает существенное преимущество США. Тогда как остальные страны не в состоянии конкурировать. Другой пример: международные права интеллектуальной собственности написаны таким образом, что только единичные корпорации имеют выгоду от существующих правил, — перечислил он.
Следовательно, чтобы снизить уровень неравенства, нужно устанавливать новые правила. Например, профессор предложил изменить систему голосования в международных организациях. Так, в МВФ количество голосов у отдельно взятой страны зависит от ее финансового вклада в организацию.
— Получается,
более богатые и щедрые страны имеют больший авторитет, тогда как менее богатые вынуждены подчиняться им
И таких примеров много, — сказал профессор.
Шольте отдает себе отчет, что нынешние лидеры будут сопротивляться. Нынешняя система делает их богатыми, а ее слом похоронит доходы. Как именно могут противодействовать – не уточнил. Но сама мировая практика показывает, что ожидать в этом случае можно вообще любых шагов.
Глобализация наступает: даже из мировых языков могут выжить не все
— Но все же эту проблему нужно поднимать и постоянно говорить об этом. Активность граждан, разные социальные движения вроде антиглобализма, а также рост роли социальных медиа могут помочь изменить правила глобальной экономики, — резюмировал профессор.