Наталья Макаева, бизнес-консультант из Беларуси, поделилась в интервью изданию 365info.kz собственными наблюдениями относительно казахстанского бизнес-климата.
— Сегодня казахстанские бизнесвумен потихоньку пытаются заявить о себе. Но учитывая сложность ведения МСБ в Казахстане в принципе, им приходится сложнее вдвойне. Какие наблюдения и тренды по данной ситуации в Казахстане вы бы отметили?
— На постсоветском пространстве в сфере бизнеса схожие проблемы. Учитывая наличие в обществе определенных стереотипов мышления, представительницам слабого пола порой сложно открыть свое дело.
Женщину воспринимают только в трех ипостасях: мать, жена и домохозяйка
Причем такое же восприятие и у самих женщин. И если в их окружении находится та, которая решается открыть свое дело, ее могут даже осудить. В обществе не принято, чтобы женщина жертвовала временем, которое обычно отводится на семью. Но без этого никак, особенно на начальном этапе. При этом для мужчин такой распорядок вполне приемлем.
Женщинам же приходится постоянно доказывать свое право быть успешными, открывать свой бизнес и перераспределять часть обязанностей в семье. В этом плане показателен пример. Когда мужчина приходит в 2 часа ночи с важных переговоров и ложится спать, к нему вопросов не возникает. А если в такой же ситуации оказывается женщина, на нее выливается волна критики и осуждений и от супруга, и от родственников, и порой даже от соседей. В Казахстане с этим дела обстоят даже острее, чем в Беларуси из-за отличий в культурном коде.
— А как с этим обстоят дела в развитых странах?
— На западе для женщин-предпринимателей и сотрудниц крупных компаний делается очень много проектов и программ, направленных на их поддержку. Там есть и детские комнаты, и возможность сдвинуть рабочий график в сторону удобства. Я в 2016 году была на стажировке в США в одном из колледжей, который считается номером один в мире по предпринимательскому образованию. Там есть отдельный институт женского предпринимательства и лидерства. И
некоторые программы оплачиваются частными компаниями, хотя стоит это не дешево
Это делается для того, чтобы у женщин в управлении был кадровый потенциал. Акцент делается на то, как правильно организовать баланс между работой и личной жизнью.
— В Казахстане для начинающих предпринимателей слабого пола есть сложности в получении финансирования. И это при том, что женщины более ответственные заемщики. Почему так происходит и что делать?
— В данном случае речь идет о статистике результатов. Но когда инвестиционный комитет принимает решение, кому давать кредит, а кому нет, всплывают факторы не в пользу женщины. Нет уверенности, что ее инициатива — это не только эмоции. Хотя нам от природы дана большая ответственность, так как именно на наши плечи ложится большая часть забот о детях. И если у женщина взялась начать свой бизнес, как правило, доведет дело до конца. Поэтому сложившееся в обществе сознание нужно переламывать. И
государство должно инициировать специальные программы, направленные на развитие женского предпринимательства
Сейчас это потихоньку реализуется и в Казахстане, и у нас в Беларуси.
— По статистике, большая часть женщин в Казахстане задействована в сфере услуг. А высокотехнологичный бизнес в основном в мужских руках. Почему так происходит?
— Потому что с детства девочкам внушают, что они должны выбирать те кружки и направления, которые больше подходят женщинам. И в техническое направление готовы в итоге идти немногие из них. Поэтому неудивительно, что в последствии женщин ассоциируют только с «мягким» бизнесом.
Чтобы поменять сознание, нужна смена нескольких поколений. Государственная политика тоже должна быть нацелена на то, чтобы как можно больше женщин выбирало именно STEM-специальности (наука, технологии, инженерия, математика). Должны проводиться мероприятия, где бы женщины вдохновлялись историями успеха и делились опытом. В общем, все должно быть в комплексе.
Но в целом, я считаю, лучше начинать бизнес в той сфере, где у тебя достаточно компетенций, где ты специалист. Потому что на начальном этапе не всем по карману «покупать» супер-профессионалов.
— Сегодня женщины ведут свое дело в основном как индивидуальные предприниматели. Какие механизмы для развития и масштабирования бизнеса вы бы порекомендовали?
— Чтобы бизнес поднялся на другую ступень, условий много. Прежде всего реальные рыночные, которые позволяют масштабироваться. И если ты нацелен на укрупнение, однозначно надо набирать команду и делегировать полномочия. Многие бизнесмены не растут, потому что не умеют доверять, не уверены, что другие могут сделать так же хорошо. Если ты решил увеличивать свой бизнес, ты должен принять, что будут и другие люди, которым ты передашь часть своих полномочий. И
возможно, что-то они сделают не на 100% так хорошо, как ты. Но иногда и 80% хорошо,
с точки зрения возможности масштабировать свой бизнес. Самому предпринимателю тоже иногда надо поучиться, чтобы получить навыки управления людьми и умение делегировать полномочия. Многие ошибочно считают, что это само придет. Но одно дело, когда ты лишь сам за себя отвечаешь. И совсем другое, когда ты нанимаешь людей на работу, ставишь перед ними задачи, требуешь их исполнения, открываешь филиалы, инвестируешь свои избыточные средства, либо, наоборот, берешь у банков кредиты. И этому всему надо учиться.
— Как бы вы оценили роль государства в развитии бизнеса в Казахстане?
— С одной стороны, я слышу о многих программах по развитию предпринимательства в Казахстане. С другой — я не раз слышала, что многое из того, что декларируется, не выполняется. В Беларуси такое тоже нередко происходит. Я считаю, что если государство действительно нацелено на развитие предпринимательства, акцент нужно делать именно на МСБ. Именно он является драйвером роста экономики любой страны.
Когда люди становятся самозанятыми, они берут на себя ответственность за свой доход,
создают рабочие места, генерируя налоги, а не забирая из госбюджета в виде пособий. Поэтому государство не должно мешать и создавать условия. В этом направлении есть достаточно много успешных примеров других стран.
— Какие сходства и отличия в ведении бизнеса у Казахстана и Беларуси?
— В свое время Беларусь исторически была центром военно-промышленного комплекса и многие женщины получали техническое и инженерное образование. Сегодня при поддержке государства у нас динамично развивается IT-сектор. И на данный момент женщин, чей бизнес связан с инжинирингом, у нас больше, чем в Казахстане.
Женский бизнес выбирает «темную сторону» — эксперт
Еще существенное отличие белорусского бизнеса от казахстанского или российского в том, что у нас не было приватизации. А еще у нас нет недр, поэтому приходилось больше сосредоточиться на торговле, также хорошо развит дизайнерский бизнес. Имеет свое влияние и близость к Европе. При существующей открытости рынков,
когда люди имеют возможность сравнивать, бизнес не может себе позволить создавать абы что
Иначе это просто не будет пользоваться спросом. В Казахстане у людей нет возможности часто выезжать в Европу. Имеющиеся барьеры расхолаживают бизнес. Поэтому предприниматели спокойно завышают цены, понимая, что людям выбирать не из чего. И сервис из-за этого хуже.
В Беларуси, как я уже упомянула, отсутствие нефти и других ресурсов, не дает бизнесменам расслабляться и приводит к пониманию, что востребован будет только высокотехнологичный и уникальный продукт. Либо что-то очень дешевое. Казахстану наличие сырья во многом хоть и дает преимущества, но в плане развития МСБ, скорее, наоборот.