Особых успехов за время правления в Нацбанке Данияра Акишева достигнуто не было. Такой вывод можно сделать из заявления руководителя президентской администрации Асета Исекешева во время представления нового главы Нацбанка и его слов о том, что все задачи, стоящие перед регулятором, остаются прежними.
На расширенном заседании ушедшего в отставку правительства претензии в адрес теперь уже экс-председателя Нацбанка были высказаны прямо и ясно. Президент отметил, что из-за несогласованности действий финрегулятора и правительства не хватает инвестиций в реальный сектор:
— За последние три года количество предприятий, находящихся на стадии банкротства, выросло почти в два раза… Малый бизнес закредитован… Банковский долг несостоятельного бизнеса увеличился в 3,5 раза, дополнительный кредит только усугубил проблему несостоятельности…
Тогда же г-ну Акишеву было дано поручение, причем с весьма жестко сформулированной резюмирующей частью:
— Надо следить за тем, что пока работает банк, чтобы акционеры не выводили деньги… Данияр, головой отвечаешь.
Тем не менее даже при такой ультимативной постановке кадрового вопроса весь февраль до отставки г-на Акишева Нацбанк занимался чем угодно, только не поручением Акорды. Оздоровление финансового сектора, внедрение риск-ориентированного надзора, разработка системы автокредитования по аналогии с программой «7-20-25» в жилищной сфере – таковы были основные тезисы выступления г-на Акишева на заседании правительства, прошедшем через неделю после «разбора полетов» в Акорде.
И это вопреки тому, что Нацбанком израсходованы огромные средства на поддержку банков второго уровня, владельцы которых красуются в списках миллиардеров и мультимиллионеров, новое жилье еще не построено для участников программы «7-20-25», банкиры и страховщики бьют тревогу по поводу субъективности так называемого «мотивированного суждения», используемого в риск-ориентированном надзоре.
Если же вернуться к назначению г-на Акишева председателем Нацбанка в начале ноября 2015 года, главой государства ему и тогда была ясно поставлена задача:
«Сейчас снижено доверие к Нацбанку и национальной валюте тенге. Этого допустить нельзя. В стране ощущается дефицит тенговой ликвидности, снижается объем кредитования экономики. Это плохие показатели, над их исправлением необходимо работать».
Увы, как теперь стало окончательно понятно, «воз» проблем Нацбанка, банковского сектора и финансовой системы остался на том же месте.
Вместо того чтобы пустить живительную ликвидность в реальный сектор экономики, поступавшую в значительной степени и по каналам господдержки, Нацбанк вывел ее с рынка более чем на 3,5 трлн тенге. Взамен банкам второго уровня предложили высокую доходность по своим ценным бумагам – нотам. Для повышения доверия к тенге использовались нерыночные подходы в виде резкого снижения ставок по инвалютным депозитам, в том числе до нуля, по депозитам самого Нацбанка. В ответ
крупные корпоративные клиенты отечественных банков начали выводить средства в зарубежные банки, чем, кстати, занимается и Нацбанк,
размещая за границей в банковские долларовые вклады пенсионные активы ЕНПФ. Резкие же и зачастую необъяснимые так называемыми фундаментальными факторами колебания обменного курса тенге к доллару периодически вызывали ажиотаж на валютном рынке, не говоря уже о снижении доверия к Нацбанку и казахстанской валюте. Итогом этой непродуманной политики дедолларизации стала по-прежнему высокая доля инвалютных вкладов – 49,3% у юридических лиц и 47,4% у физических.
Стагнирует и кредитование экономики, поскольку банки сейчас лишены «длинных» денег. Как результат — в своей деятельности они в основном опираются на срочные депозиты как базу фондирования.
К тому же заемные деньги остаются довольно дорогими. Средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым кредитам, выданным небанковским юридическим лицам, в декабре 2018 года была на уровне 11,7%, физическим лицам – 17,2%.
В 2018 году при относительно благоприятных ценах на нефть отношение совокупного ссудного портфеля банковского сектора к ВВП снизилось с 25,6% на его начало до 23,6% к концу. Да и в целом роль банковского сектора в экономике уменьшилась, если судить по отношению его активов к ВВП (снижение с 45,5% до 43,3%) и вкладов клиентов к ВВП (с 31,4% до 29,3%).
Добавим также, что неисполненными остались и другие поручения главы государства. К примеру, в Нацбанке так и не взялись за расширение его мандата, включающего ответственность совместно с правительством не только за инфляцию, но и за экономический рост.
Кстати, последнее вместе с акиматами внесло немалый вклад в снижение инфляции за последнее время, бдительно следя за ценами и тарифами. Не говоря уже о мощном импульсе, который дал глава государства, потребовавший умерить аппетиты монополистов. В стороне остался и контроль за «бомбой» потребительского кредитования, объем которого только в прошлом году вырос на 18,7%, тогда как доля потребительских займов в ссудном портфеле банков увеличилась с 21,7% до 25,5%.
Так что остается лишь согласиться с мнением экспертов о необходимости перезагрузить финансовую систему Казахстана, в которой банки фактически перестают быть эффективным источником кредитования экономики и ее надежным двигателем. Большей частью, как признают сами банкиры, теперь их функция сводится к распределению денег, выделенных государством на поддержку экономики, поскольку
ряды качественных заемщиков тают. И это весьма опасная ситуация
в канун завершения 5-летнего переходного периода с момента вступления Казахстана в ВТО. Ведь уже в 2020 году иностранные банки и страховщики получат возможность беспрепятственного доступа на внутренний финансовый рынок нашей страны через свои филиалы.