Популярность красивых номеров — лишь одна из цифры итогов года для авторынка страны за 2018 год. В целом он вырос на четверть.
Количество продаж новых автомобилей в 2018 составило 60 тыс. (плюс-минус 2 000) на сумму около полутриллиона тенге. Казахстанские машины заняли половину рынка. Прогноз на 2019 год более оптимистичен – не менее 70 тыс. проданных авто.
В 2018 официальные дилеры реализовали 57 919 автомобилей – это на 24,9% больше показателей 2017. Выручка выросла еще больше – на 35,8%, немногим не дотянув до отметки в полтриллиона тенге (общий объем продаж — 496,6 млрд тг).
Такие данные приводит Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром». Продажи дилеров выросли на 25%. При этом 4 квартал 2018 стал наиболее результативным для казахстанского авторитейла на трехлетнем отрезке.
Доля автомобилей казахстанской сборки приблизилась к 50%, но не смогла перешагнуть этот рубеж. Казахстанцы в 2018 приобрели 28 307 (48,9%) ед. транспорта отечественной сборки и 29 612 (51,1%) импортированных автомобилей.
Почти четверть всех продаж обеспечил один бренд – Lada (13 413 ед.), за которым следуют Toyota (12 278 ед.) и Hyundai (8 721 ед.).
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), ситуация в 2018 была даже лучше: официальные дилеры реализовали 60 928 новых легковых и коммерческих автомобилей на сумму 546,8 млрд тенге. Несмотря на отличие в конкретных цифрах, динамика АКАБ не сильно отличается от «КазАвтоПрома» (24% роста к 2017 г.).
Кроме того, по данным Ассоциации, казахстанские авто уже занимают больше половины рынка:
«В 2018 году впервые ежемесячная доля импорта опустилась ниже 50%.
Спрос на автомобили «Сделано в Казахстане» вырос с 17% в 2015 до 49% в 2018
В декабре 2018 года рыночная доля автомобилей отечественного производства впервые перешагнула планку в 55%, обновив исторический максимум продаж», — говорится в сообщении АКАБ.
В чем «КазАвтоПром» и АКАБ сходятся, так это в том, что автопарк республики продолжает стареть. По данным Ассоциации, доля автомобилей в возрасте до 3 лет уменьшилась, а почти 2/3 от общего числа регистраций составила техника старше 10 лет.
В целом же доля первичной регистрации в 2018 выросла с 6,8 до 7,1% — впервые на учет в Казахстане встало 84 352 автомобилей — на 13 443 ед. больше, чем в 2017 году (+19%).
Заметно выросла активность и на вторичном рынке:
на учет за год поставлено 1 млн 194,3 тыс. ед. – на 14,8% больше, чем в 2017 году
(данные АКАБ).
Свою лепту в рост регистрации внесла и любовь казахстанцам к красивым номерам:
«Помимо роста активности, на рынке, начиная со 2 квартала, свою лепту в повторную регистрацию внесли и платные комбинации с новыми буквами G, I, J, Q на госномерах.
Всего же по итогам года было продано свыше 15 тыс. государственных регистрационных номерных знаков повышенного спроса на общую сумму, превышающую 4 млрд тенге», — отмечают в АКАБ.
В разрезе регионов больше всего в 2018 году регистрировали автомобили в бывшей ЮКО (Шымкент + Туркестанская область) – 173 925 автомобилей.
В Алматинской области за 12 месяцев на учет поставлено 173 453 транспортных средства, в Алматы — 151 030 ед., Астане — 101 431 ед.
Участники отрасли ждут роста сделок и в 2019 году. По прогнозам Ассоциации, продажи новых автомобилей превысят планку в 70 тыс. единиц.
«Авторитейл в стране восстанавливается, демонстрируя позитивную динамику
Доля локально произведенных автомобилей продолжит увеличиваться и в 2019 году. При сохранении текущих экономических показателей АКАБ ожидает рост продаж в пределах 70 тыс. единиц новых легковых и коммерческих автомобилей», — говорится в сообщении компании.
Аналогичный прогноз дает и «КазАвтоПром» — 70-75 тыс. проданных новых авто.При этом уточняя, что динамика будет зависеть от ситуации на сырьевом и валютном рынках. Таким образом, участники ждут увеличения роста сделок в 2019 году примерно на 10-15 тыс. единиц.