Сын беглого казахстанского политика, обвиняемого в присвоении бюджетных денег, использовал сотни зашифрованных электронных адресов, чтобы скрыть связанные с недвижимостью и отмыванием денег сделки в США. В их числе – покупка кондоминиумов в роскошной башне Трамп Сохо.
Речь в материале Bloomberg, как нетрудно догадаться, идет о семье Храпуновых.
Ильяс Храпунов, который прячется от казахстанского правосудия в Швейцарии, игнорирует судебные правила США. Они требуют сохранения доказательств, однако Храпунов удалил все аккаунты и не смог предоставить документы о своих сделках. Об этом в суде Манхэттена утверждают представители казахстанского «Банка БТА». Банк также заявил, что Храпунов спрятал главного свидетеля, который бесследно пропал из Калифорнии.
Это последний поворот в многолетнем разбирательстве по делу отца Храпунова, Виктора, который обвиняется в хищении 300 млн долларов в свою бытность мэром Алматы. В это же время его партнер, экс-банкир Мухтар Аблязов, присвоил 4 млрд «Банка БТА». Банк, в свою очередь, обвиняет трио в использовании строительных проектов (включая три проекта в Трамп Сохо) для отмывания 440 млн долларов.
— Ильяс жил под постоянной угрозой суда сразу на нескольких фронтах в период с 2010 по 2014 годы, — заявил представитель банка в суде. – Однако, даже находясь под казахстанским следствием, он игнорировал свои обязательства по сохранению улик, уничтожив многие записи, относящиеся к инвестициям в недвижимость.
«Банк БТА» был крупнейшим кредитором в Казахстане, пока не «лопнул» в 2009 году, оставив долг в 12 млрд долларов. После этого Аблязова обвинили в присвоении миллиардов, отелей, торговых центров и других ценностей в постсоветской республике между 2005 и 2009 годами. Однако банкир сбежал из страны быстрее, чем его успели арестовать.
Когда кредиторы пытались вернуть свои деньги, Аблязов скрыл активы Ильяса Храпунова (к слову, женатого на дочери экс-банкира), заявили под присягой его бывшие партнеры. Усилия Аблязова заключались в покупке в 2013 году трех апартаментов в роскошном комплексе, носящем имя президента США Дональда Трампа. Стоит отметить, что строительство здания вел Феликс Сейтер, экс-советник Трампа и его деловой партнер, который сознался в совершении уголовного преступления в 1990-х.
В том же 2013 году Сейтер сообщил Ильясу, что власти Алматы готовятся подать иск на Храпуновых
И иск действительно был подан – годом позже в Лос-Анджелесе. Алматы, самый крупный город Казахстана, также является истцом в нью-йоркском деле.
Изначально Храпунов-младший заявил, что управлял активами своей семьи без нарушений закона. Он также отрицал, что компания Triadou, «дочка» SDG Capital SA, использовалась его тестем для отмывания прибыли. Интересно, что принадлежащие Трампу организации в каком-либо проступке, связанном с тяжбой, обвинены не были. Андрю Соломон, адвокат Храпуновых, также упирает на невиновность его клиентов, подчеркивая, что Ильяс Храпунов был в полном праве использовать зашифрованные сообщения для обсуждения деловых вопросов.
Вместе с тем Соломон подчеркнул, что многие обвинения «Банка БТА» уже отклонены. Более того, банк сам мог нарушать закон, заплатив свидетелям, которые ранее заключали договоры с Triadou.
— Недавно мы обнаружили доказательство потенциально нелегальных платежей БТА свидетелям, — сказал Соломон. – Теперь банк отчаянно принимает ответные меры, опираясь на безосновательные доводы, которые уже не имеют отношения к делу.
Мэтью Шварц, адвокат «Банка БТА», заявил в среду, что представляемая им организация не участвовала в каких-либо нелегальных платежах. На выпады оппонента юрист ответил, что чистка электронной почты – доказательство того, что всем троим ответчикам по делу доверять нельзя.
— В нескольких случаях суд уже установил, что обвиняемые не заслуживают доверия, а Ильяс Храпунов играет в игры, за что на него уже накладывались санкции, — выступил Шварц.
26 ноября американский мировой судья Катрин Паркер признала, что защита поторопилась с запросом о передаче соглашений «Банка БТА» со свидетелями в Министерство юстиции. Она также приказала найти дополнительные доказательства по делу.
Иск к Ильясу Храпунову грозит ему потерей 70 млн долларов активов в США. Аблязов, который запросил политического убежища во Франции, уже имеет многомиллиардные судебные вердикты против себя.
В БТА считают, что вычищенные почтовые ящики содержали сведения об одном из главных вопросов дела – почему ответчики продали свои активы в проекте Chetrit Group Flatotel в Мидтауне по цене ниже рыночной цены? Продажа, устроенная Ильясом Храпуновым и Николасом Бургом, бывшим директором Triadou, была связана с угрозой тяжбы, уверен окружной судья Элисон Натан.
«Банк БТА» утверждает, что Аблязов и Храпунов-старший затягивают спор, избегая выдачи важных документов.
«В сговоре между собой они подготовили «нулевые» документы – кроме копии мемуаров Храпунова, которые его адвокат отправил из Amazon к адвокату истцов», — говорится в заявлении банка.
В сентябре Храпунов заявил суду, что выполнил запрос БТА, но сделал его сам, не привлекая третьих лиц. Соответственно, использовал экс-аким Алматы критерии поиска, которые банк считает слишком ограниченными, чтобы дать результат.
Более того,
«Банк БТА» обвинил ответчиков в сокрытии местонахождения главного свидетеля – Геннадия Петелина
Защита долгое время утверждала, что инвестируемые в США спорные деньги принадлежат именно Петелину, сын которого женат на сестре Ильяса Храпунова. В банке подчеркивают, что это заявление сделало Петелина «критически важным свидетелем». Однако ответчики лишь развели руками и заверили, что не знают, где его можно найти.
«Храпуновы всегда знали, что Петелин жил в Калифорнии», — уверенно, но бессильно резюмирует БТА.