Пришло время запустить масштабную кампанию по системному изучению постсоветских стран. Так считают политологи Марат Шибутов и Юрий Солозобов. И на это есть объективные причины.
Постсоветское пространство не раз объявлялось приоритетным направлением российской внешней политики. В то же время именно оно остается наименее обеспеченным — кадрово, идейно, организационно.
Череда постоянных «внезапных» кризисов в странах-соседях обнажила два основных пробела в российской политике в отношении стран ближнего зарубежья. Российское присутствие в СНГ до сей поры осуществляется по одной проверенной схеме — хорошие отношения с первым лицом государства и формальная деятельность посольства.
В большинство стран СНГ Россия присылает обычно кадрового дипломата пенсионного или предпенсионного возраста, который действует сугубо в отведенных ему рамках. Видимо, по этой причине
российские посольства в СНГ обнаруживают полную недееспособность,
особенно заметную в критические моменты смены власти в странах пребывания. Постоянной работы с местным политическим классом также не ведется, дабы не раздражать первое лицо. Системное изучение стран-соседей подменяется спецоперациями, пиар-кампаниями и телевизионными ток-шоу. В результате в медийном поле доминирует фэнтези — например, на популярную тему скорой гибели Украины.
Возможно, это некая форма психологической компенсации части политтехнологов и политических элит за психологическую травму двух пропущенных «майданов». Пора травмированным майданами элитариям ее пережить,
начав говорить с постсоветскими странами на взрослом языке политического реализма
и трезво, без упоения своими переживаниями, смотреть на вещи.
На наш взгляд, сейчас как раз пришло время запустить масштабную кампанию по системному изучению постсоветских стран. На это есть следующие объективные причины:
1. Смена поколений. Уже не только в странах Туркестана с их высокой рождаемостью, но и в других количество граждан, родившихся после 1991 года, близится к половине населения.
На политическую сцену и в экономику вступает новая генерация, не имеющая советского опыта
2. Расхождение стран по их внешнеполитическим ориентирам, вхождение в разные интеграционные объединения. Это порождает большие разрывы не только в уровне жизни, но также в политкультуре и бытовых практиках.
3. Масштабные изменения в политическом устройстве, экономике и обществе постсоветских стран. Национальное развитие превалирует над общесоветским прошлым. Это уже заметно даже в наиболее близких странах «евразийской тройки».
4. Многочисленные просчеты, скандалы и конфликты в политических взаимоотношениях стран, по большей части имеющее в основе стереотип «Да это же наши родные советские люди — мы все про них хорошо знаем».
5. Разрыв единого информационно-коммуникационного пространства из-за разных языков, фрагментации аудиторий, воздействия фейковых новостей и пиар-кампаний.
В работе Юрия Солозобова «СНГ: Двадцать лет после развода», опубликованной в сборнике «de FUTURO, или История будущего», были определены три главные причины взаимной заинтересованности России и стран СНГ.
1. Инфраструктурная общность. Хребтом ее являлась мощная структура общесоюзного топливно-энергетического комплекса — т. н. «общность Трубы». По сути, она стала самым важным интеграционным механизмом на постсоветском пространстве.
2. «Братство по оружию», военно-политическая общность советской системы ПВО и единых военных стандартов.
3. Языковая и культурная общность, достигнутая в СССР. Она проявлялась в ведущей роли русского языка, существующем единстве образовательных, культурных, ментальных и управленческих шаблонов.
Если в этой оптике внимательно посмотреть на события, происходившие в Туркестане за последнее время, нетрудно заметить, что
значительной эрозии подверглись все три базовые «скрепы», соединявшие постсоветские страны с Россией
Насколько велико теперь расхождение между постсоветскими странами, можно проследить по докладу «Индексы и индикаторы человеческого развития» на сайте ООН.
В рейтинг 2017 года вошли 189 государств, 59 из них считаются странами с высоким уровнем развития, 39 — с низким. В рейтинге 2010 года с высоким уровнем развития 46 государств, с низким — 49. Список составлялся исходя из оценки средней продолжительности жизни, средней и предполагаемой продолжительности обучения и объема валового национального продукта (ВНП) на душу населения.
Все страны бывшего СССР можно разделить на 4 группы (условная классификация):
Даже по такому методически упрощенному инструменту, как рейтинг, видна огромная разница в развитии стран, что доказывает необходимость их повторного изучения.
На наш взгляд, системное изучение постсоветских стран должно идти по трем базовым направлениям — научному, образовательному и прикладному (для бизнеса).
Однако прежде чем начинать изучать эти направления, надо наработать определенный базовый уровень объективных знаний.
В него должны включаться:
Все это крайне важная и необходимая черновая работа. Поскольку приведенный выше Рейтинг развития ООН показывает, насколько все изменилось за 27 лет в постсоветских странах и как эти изменения мало описаны.
Достаточно отметить, что в ряде стран СНГ не проводились демографические переписи, современное состояние населения и его статистические характеристики. Это порождает много вопросов.
Попробуйте найти стандартное географическое описание любой страны СНГ, кроме России, чтобы в нем присутствовала физическая и социально-экономическая география, да еще с актуальной информацией. Таких монографий нет.
Каждое из базовых направлений изучения должно иметь свою специфику и целевую аудиторию.
Научное направление предназначено преимущественно для академических ученых (страноведов, экономистов, социологов, политологов, демографов и т. д.). Итогом должны стать научные статьи, сборники статей, монографии, диссертации, отчеты об исследованиях.
Образовательное направление предназначено для улучшения подготовки новых кадров (специалистов по разным аспектам международных отношений, экономистов, логистов, юристов и т. д.). Итог — сборники лекций, учебники, учебные пособия, различные виды учебных материалов, специализированные курсы.
Прикладное направление предназначено для улучшения анализа-прогноза и повышения качества принимаемых решений (целевая аудитория — аналитики, политтехнологи и бизнес-консультанты). Здесь итоговой продукцией служат монографии, доклады и рейтинги по системам принятия решений, элитам, устройству политической и экономической жизни страны.
На первом уровне — интеграционные объединения разного рода, присутствующие на территории постсоветских стран (СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, Восточное партнерство, ГУАМ, НАТО, ВТО, Евросоюз и др.).
На втором уровне — постсоветские страны, их экономические и социально-политические характеристики, особенности национальной политсистемы.
На третьем уровне — страны СЭВ, или бывшего «социалистического лагеря». Их успешный опыт евромодернизации, экономических и политических реформ, соцпрограмм и местного самоуправления должен пристально изучаться.
На четвертом уровне — крупные экономические межстрановые системы, прежде всего инфраструктурные. Тут важно изучать как оставшиеся от СССР и Российской империи системы, так и новые, которые возникли после 1991 или еще строятся. Поскольку новые инфраструктурные проекты формируют коридоры развития будущего.
На пятом уровне — рынки товаров и услуг как внутри стран бывшего СССР, так и на региональных и мировых рынках.
На шестом уровне — взаимодействие различных регионов стран (межрегиональные связи, причем как приграничные, так и без соприкосновения по границе).
На наш взгляд, исследовать надо не только постсоветский промежуток, формально начавшийся с 1991 года, но и включать переходный период примерно с 1980 года.
Дело в том, что тогда можно будет увидеть уже существующие различия между «братскими» советскими республиками и понять, в чем разница их трендов дальнейшего развития.
Рассмотрим наглядный пример из политической биографии Гейдара Алиева. В 1969 году он возглавил республику (тогда должность первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана). Приведем цитату:
«И именно в годы его руководства в Азербайджане была сформирована основа будущей независимости страны. В Азербайджане открываются новые, самые современные на тот момент предприятия — и нефтяные, и не нефтяные.
В окрестностях Баку строится завод глубоководных оснований — первоначально предполагалось сооружать его в Астрахани, но Гейдару Алиеву удается «переиграть» уже готовое решение.
Закупается новое оборудование для нефтяной промышленности и морской сейсморазведки. Именно в те годы были разведаны месторождения «Азери», «Чираг» и «Гюнешли» — те самые, на разработку которых в дальнейшем будет заключен «Контракт века».
Многие руководители союзных республик знали о реальном положении в СССР больше, чем рядовые партийные функционеры. И они делали во время брежневского «застоя» все, чтобы их
страны и народы были готовы к новым вызовам и переменам, не сомневаясь, что перемены эти уже не за горами
Этот значимый фактор нельзя недооценивать.
К чему приведет это новое фундаментальное знание? Здесь возникает множество последствий, причем некоторые из них неочевидны.
Изменение внешней политики — привнесение в нее большей прагматики, рациональности и понимания реальных потребностей как своей страны, так и соседей, и партнеров.
Изменение внутриполитической риторики — станет намного меньше фейковых новостей и ложных стереотипов, образ жизни соседей станет ближе к реальности. Но вот какие перемены это вызовет в массовом сознании (в положительную или отрицательную сторону), предсказать сложно.
Изменение внутренней политики — перемены во внешней политике потянут за собой новеллы и во внутренней. Известно, что
внешнеполитическими причинами зачастую оправдывают многие трудности и непопулярные реформы
Анализ и распространение лучших практик — у соседей можно найти хорошие и проверенные, которые можно быстро внедрить у себя, при этом не повторив их ошибок.
Анализ и предотвращение худших практик — у соседей можно поучиться, как не наступать на грабли.
Изменение экономического сотрудничества — можно найти эффективные ниши для нового сотрудничества и прекратить невыгодное старое взаимодействие.
Изменение развития интеграционных структур — работу интеграционных структур можно будет скорректировать для улучшения их эффективности.
Появление новых ориентиров для перетока человеческого капитала — понимание населением, как различаются для людей условия в той или иной стране бывшего СССР, приведет к увеличению миграции и даже активной борьбе за человеческий капитал.
К следующим.
1. Завершение транзита
Объективное знание о странах бывшего СССР девальвирует многие накопившиеся ложные суждения и постсоветские мифы.
Произойдет формирование нового политического языка на основе нового знания
Это важный момент, поскольку текущую политическую реальность уже невозможно описать старыми терминами в стиле «левый-правый», «либерал-консерватор» и прочими понятиями переходной эпохи.
Более того, сам выход из затянувшегося «постсоветского транзита» носит прежде всего символьный характер — как освобождение от отживших понятий.
2. Новая экспертиза
Сегодня под «экспертами» понимается не традиционное обозначение специалистов в какой-то конкретной области знаний, а группа людей, регулярно «выступающих в социальных сетях и СМИ с комментариями по волнующим общество вопросам». Раньше таких называли просто «сплетники» или даже «болтуны», а сегодня подают как «говорящие головы».
Понимание экспертизы как подотдела агитпропа привело к тому, что сегодня вместо профессионального сообщества экспертов существует тесный круг политических комментаторов широкого профиля.
Подобное резкое сужение пространства интеллектуальной рефлексии потенциально чревато нарушением устойчивости и качества управления. И это непременно должно быть осознано властью. Поэтому
появление нового фундаментального знания сметет эту группу с политической арены
3. Машина времени
В больших системах скорость перемен внутри объекта обратно пропорциональна его размеру. Поэтому для России, как самой большой страны бывшего СССР, изучение процессов политтранзита в странах-соседях позволит увидеть почти весь спектр возможных событий.
По сути, предлагаемый нами проект — своего рода «машина времени», которая позволяет заглянуть в возможное будущее постсоветского пространства.