Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Почему Иран не выходит из «Венской сделки»?

2216
clck.ru/DPLso
Выход из сделки или допущение мелких нарушений ее условий могли бы  обеспечить Ирану неплохие козыри в будущих переговорах с США. Тегеран не боится войны, а мелкие нарушения всегда можно исправить. Но только после того, как США будут готовы к конструктивным переговорам. И самое главное, что Иран всегда сможет довести имеющееся в его распоряжении сырье до боевого состояния.

Однако вместо этого руководство страны продолжает придерживаться «Венской сделки». Каковы основания и мотивация лидеров Ирана — сказать сложно. Можно лишь предположить, что за такой тактикой стоит экономика, а также общее понимание, что соблюдение сделки принесет Ирану больше дивидендов.

При этом нельзя исключать, что

аятоллы решили элементарно пересидеть Трампа,

чтобы потом возобновить переговоры с теми, кто будет менее радикален в отношении Ирана и его атомной программы.

Надо полагать, что все же первичным мотивом выступают экономические соображения. При всей своей крутости новые санкции оказались менее эффективны, нежели предыдущие, куда было вовлечено много стран, организаций и компаний.

А вот выход из сделки будет иметь самые существенные экономические последствия

Сказанное выше можно подкрепить тем, что Иран торгует нефтью, а Европа пытается обойти американские санкции.

Иначе будет худо

Первые угрозы ввести новые санкции вызвали резкое сокращение экспорта иранской нефти – с 2,4 млн баррелей в сутки в мае 2018 до 1,25 млн в ноябре.

Тем не менее Вашингтон, который неоднократно заявлял, что обеспокоен состоянием цен на ГСМ на внутреннем рынке, проявил удивительную деловую гибкость, официально предоставив исключение для 8 стран, которые продолжают закупать иранскую сырую нефть и конденсат.

Иран оперирует в привычных стесненных и экономически суровых условиях. Страна должна продавать нефть со скидкой, оплачивать расходы по транспортировке и страхованию особо опасного груза, нести расходы за хранение. Доходы от экспорта могут храниться только на условно-депозитарных счетах в банках стран, которые имеют допуск на покупку иранских углеводородов.

Но даже при всей этой ситуации объемы на экспорт весьма существенны, выше 1 миллиона баррелей в сутки – порога психологического и финансового комфорта.

Нарушение или выход из «Венской сделки» поставят крест даже на этих ограничениях

А самые активные покупатели иранской нефти – Япония и Южная Корея — скорее всего, первыми прекратят любые операции с Ираном. Но страна не может позволить себе потерю Южной Кореи, которая в первую очередь закупает иранский конденсат.

Европа закрывает глаза

Сегодня Франция, Германия и Объединенное королевство активно прорабатывают  механизмы проведения оплаты, которые дадут им возможность обойти санкции США против Ирана.

В данный момент Европа рассматривает вопрос установления канала для оказания Ирану юридической и гуманитарной помощи — в частности поставок фармпрепаратов. Вряд ли Иран захочет потерять этот позитивный для него минимум, а значит и с этой стороны резонов нарушать или выходить из «Венской сделки» у страны нет.

Когда Трамп заявил о выходе из СВПД, подчеркнул, что делает это, «чтобы дать миру возможность лучше реагировать на тотальность всей иранской деятельности…», однако вместо этого заставил европейских лидеров думать, как эту сделку сохранить.

Судя по всему, Европа упустила многие интересные нюансы – например, несмотря ни на что,

Иран продолжает разрабатывать и испытывать баллистические ракеты

И если в прошлом США и Европа достигли консенсуса о ракетной угрозе, а в начале 2018 даже обсуждали ввод отдельных санкций против Ирана, то с выходом Америки из сделки эти переговоры и планы ушли в песок.

В декабре 2018  Иран испытал новую баллистическую систему. Особой реакции от Европы не последовало. Госсекретарь США сделал заявление, что иранские космические разработки нарушают резолюции Совбеза ООН и являются прикрытиями для военных атомных исследований.

Складывается ощущение, что в Европе Помпео не услышали, а многие, в том числе  и российские СМИ, посчитали заявление госсекретаря США безосновательным. Ясно одно –

Европа сконцентрирована на сохранении сделки с Ираном до такой степени, что многие факторы для нее вторичны

Что решит Белый дом в мае 2019?

Тем временем Иран прессуют на информационном фронте – в 2018 году европейская разведка обвинила страну в попытке взорвать бомбу на встрече оппозиции режиму Аятолл в Париже и ликвидировать некоторых арабов-сепаратистов, проживающих в Дании.

8 января 2019 ЕС выписал постановление о вводе отдельных санкций, но по оценкам наблюдателей, они возымели эффект не мощнее свиста вслед каравану.

Совсем недавно Израиль обвинил Иран в том, что тот помог «Хезболле» наладить сеть минизаводов по производству ракетных систем высокой точности на территории Ливана. Напомним, что ранее Тель-Авив уже обвинял иранцев в наличии канала поставок компонентов для сборки ракетокомплектов из Сирии в Ливан, а военные сводки регулярно информировали мировую аудиторию о рутинных бомбардировках этого канала израильскими ВВС.

Если израильская разведка говорит правду, значит Иран существенно продвинулся в своих экзистенциальных планах

сокрушить своего главного врага — Израиль. А самое лучшее для этого место – Ливан, где иранцы взрастили, вооружили и натравили на Израиль «Хезболлу».

Теперь у «Хезболлы» есть свой прифронтовой военно-промышленный комплекс. Решение Трампа вывести войска из Сирии вызвало логически понятную тревогу у Израиля. При этом выход Ирана из «Венской сделки» повлечет за собой недоверие и ограничит маневренность страны во многих вопросах. А значит есть еще один аргумент, почему Иран не захочет выходить из СВПД.

В мае 2019 администрация Белого дома должна подтвердить списки стран, которые могут закупать иранские углеводороды

Пока же Вашингтон может и дальше ограничивать экспорт иранских углеводородов (ниже 1 миллиона баррелей в сутки) в нарушение психологического и финансового комфорта Тегерана. Дождемся мая и узнаем будущее венской сделки.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter