18+
Нур-Султан
Сейчас
14
Завтра
8
USD
378.9
-0.03
EUR
422.74
-0.26
RUB
5.87
0.00

Первая авиакатастрофа и первый аэродром Алма-Аты

С чего начиналась история алматинской авиации? Среди старожилов, а затем в среде краеведов долгое время ходила байка о летчике по фамилии Веригин, якобы первым поднявшем в небо над Алматы аэроплан. Более того, говорили, что полет этот был неудачным: аэроплан разбился, пилот погиб…

Эти рассказы заставили провести небольшое расследование о первой авиакатастрофе, а заодно дополнить некоторыми штрихами историю авиаперевозок и алматинского аэропорта.

Мы в значительной степени опирались на книгу Бориса Яглинского «Правда. Только правда, и никаких домыслов». Яглинский — человек, который руководил постоянным строительным обновлением Алматинского аэропорта и знал много такого, о чем простому обывателю и даже краеведам с историками знать до поры до времени было не положено.

Легенда о летчике

Итак, читаем в самоизданной книге некоего краеведа:

«В 1931 году советский летчик Веригин поднял в небо над Алма-Атой свой аэроплан, чем вызвал неимоверный восторг горожан. Вдоволь налетавшись над городом, потешивши необыкновенным зрелищем народ и истратив весь запас горючего, летчик пошел на посадку к «веригинским прилавкам» (аэропорта с настоящей взлетно-посадочной полосой в те времена в Алма-Ате не было), но те оказались сплошь заполнены восторженными толпами.

Полет закончился трагически: самолет врезался в гору. Будто бы на месте трагедии существовала могила, поросшая теперь травой-бурьяном».

Вот сморозил так сморозил краевед! Если в городе не было взлетно-посадочной полосы, как же аэроплан смог взлететь? И зачем летчику его сажать на горные «прилавки» (правильно — «привалки» — прим. авт.)?

Для начала поясню: веригинскими прилавками называли подножие горы Коктобе. Почему они были «Веригинскими»? Об этом расскажу чуть позже.

А второе примечание таково: многие путают понятия «аэродром» и «аэропорт». Последний, и это совершенно точно, был построен в нашем городе в 1935 году. На том же месте и стоит по сию пору, испытав несколько губительных потрясений, восстание из пепла и прочее.

А вот аэродром или что-то в виде ровной полосы, годившейся для набора скорости, опять же, говорят, был на том месте, где потом построили центральный стадион. Якобы оттуда и взлетал разбившийся самолет. Однако мало-мальского подтверждения этой легенде не находится.

Но совершенно точно, что в 1931 году в Алматы был создан аэроклуб.

Тем не менее, поиски истины заставили обратиться к истории алматинской авиации. И конечно же, к материалам по возникновению аэропорта.

Был ли Веригин?

Прочел массу серьезной литературы и понял: такого можно начитаться, что и не поверишь после, что живешь в реальном Алматы, а не в растянутом в пространстве и времени некоем городе, где история не имеет дат и привязки событий к местности.

Отступим от авиации и для примера обратимся к железнодорожному транспорту. В двух сверхсерьезных исторических источниках не то что по «веригинским привалкам» согласия не нашлось, разнятся даже даты исторических для города событий.

Энциклопедия «Алма-Ата — столица Казахской ССР» 1960 года издания утверждает, что первый поезд прибыл в наш город 1 мая 1929 года, а современное издание «История Алматы» называет 1930 год. Кому верить? Как автор многих публикаций на тему краеведения, заявляю: не верьте никому, ищите доказательства сами.

Однако вернемся к авиации. Нынешние летчики уверяют, что «врезание аэроплана в гору Коктобе» – ересь. И рассказывают историю, передаваемую в их среде из уст в уста.

Действительно, в 1931 году в Алматы прилетел первый самолет. Событие это было ожидаемо, но…

О подготовке места для приземления летающей «шайтан-арбы» почему-то никто не подумал

Сделав несколько кругов над городом в поисках ровного пространства (надо сказать, что в ту пору во многих предместьях Алматы еще во множестве стояли сакские курганы и могильники других, некогда живших на этой территории людей), летчик не нашел прямой полоски для приземления. Он стал возвращаться в сторону степи – пусть и далеко от людей, да безопасно. Однако горючего в баке на дальнейший полет не хватило и отвернуть в сторону от возвышенности пилот не смог…

Доподлинно неизвестно, носил ли летчик фамилию Веригин, но так говорят.
После этого трагического авиационного происшествия остро встал вопрос о строительстве аэродрома. И он был построен на месте нынешнего центрального стадиона».

Истина где-то рядом

Для общего понимания истории авиации в Алма-Ате добавим еще несколько фактов из книги “Исторические факты и статистическая информация”  Т. Ж. Жумасултанова.

Вот что он пишет, ссылаясь на реальные статотчеты:

“В 1932 году было завершено строительство и оборудование первого (примитивного) аэродрома в Алма-Ате. С того же года на небольших аэропланах стали осуществляться регулярные воздушные рейсы в Семипалатинск, Балхаш и Джаркент.

В ноябре 1936 года стала функционировать первая пассажирская авиалиния «Алма-Ата – Москва» с несколькими техническими посадками по пути. А более крупный и комфортабельный самолет ПС — 84 начал постоянно летать в Москву, тоже с несколькими посадками, только с июня 1940 года”.

Для старшего поколения памятно, что еще в 50-е годы прошлого века лучшие пассажирские самолеты того времени — ИЛ-14 — летали так, как сейчас скользят по монорельсам современные поезда. Но тогда и это была СКОРОСТЬ! Вспомните, как пассажирские составы добирались от Алматы до Москвы целых 96 часов!

Как аэропорт Алма-Аты едва не подвел СССР в противостоянии с США

Но вскоре и эти 500 км в час стали казаться медленными — естественно, в СССР в 50-е годы уже были более скоростные авиалайнеры. Да вот незадача – приземляться в алматинском аэропорту они не могли по техническим причинам. И конечно же руководители республики приняли все меры, чтобы не отставать от других столиц республик Союза.

“1958 год стал для алматинского аэропорта знаковым в этой сфере. Построив ВПП с цементо-бетонным покрытием протяженностью почти 3 км, Алма-Ата в числе первых столиц союзных республик получила устойчивую связь с Москвой с использованием новейших самолетов того времени ТУ-104 и ИЛ-18″, — вспоминает Яглинский.

…Спустя 10 лет по специальному решению Москвы алма-атинский аэродромный комплекс был реконструирован для приема нового флагмана Аэрофлота — ИЛ-62. Характерным было то, что огромный объем работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы и других аэродромных сооружений был выполнен в рекордные сроки (5,5 месяцев) без перерыва в работе аэропорта.

Качество работ и темпы их выполнения были признаны специалистами как достижения мирового уровня. Ведущие участники реконструкции были удостоены звания лауреатов премии Совета Министров СССР «За разработку и осуществление выдающихся проектов строительства».

Почти

30 лет аэродромный комплекс Алма-Аты входил в число лучших среди подобных сооружений не только советского и постсоветского пространства,

но и многих стран дальнего зарубежья».

В наши дни алматинский аэропорт имеет статус международного и готов принимать воздушные корабли любого типа.