Возникновение аутизма и шизофрении предугадать невозможно, говорят врачи. А риск появления на свет ребенка с ментальными отклонениями одинаков у любой пары.
В Казахстане налаживается работа профессиональной психиатрической помощи. Консультацию можно получить не только в специальных учреждениях, но даже в поликлиниках. И тем не менее люди, страдающие депрессией и неврозами, неохотно идут к специалистам.
Действительно ли ментальные расстройства «помолодели»? Как распознать в себе «Наполеона»? Какие психические заболевания можно вылечить? Об этом и многом другом медиапорталу 365info рассказал кандидат медицинских наук, психиатр-нарколог Бахытжан Аширбеков.
— Как управлять Вселенной, не привлекая внимания санитаров? Попросту говоря, часто ли в вашей практике люди с явными признаками психического расстройства не осознают происходящее?
— Проблемы с ментальным здоровьем условно можно разделить на две группы. К первой относятся нетяжелые психические расстройства, которые не бросаются в глаза окружающим, но сам человек понимает наличие проблемы. Это депрессии, нарушение сна, повышенная тревога.
Другая группа — это психозы, то есть тяжелые психические заболевания. Функции мозга нарушены настолько серьезно, что у людей пропадает способность к критике и они не понимают происходящее. У таких пациентов поведение часто отличается от привычного нам. Например, они могут стоять посреди улицы и громко разговаривать сами с собой. Или, что еще хуже, бросаться на окружающих.
— Дебоши без серьезных поводов, например?
— Агрессия — это только одна из составляющих психоза, и то совсем не обязательно. Бывают психозы, протекающие тихо. Человек просто замкнут в себе, а в голове у него происходят серьезные вещи.
— Как распознать у себя признаки расстройства? Допустим, человек нервный, быстро взрывается, уставший, всем недоволен. Это депрессия?
— То, что вы перечислили, больше похоже на невроз. Человек вымотался и стал очень раздражительным, реагирует на окружающих либо с тревогой, либо с недовольством. Депрессии тоже протекают по-разному. Но у них есть один общий признак — они
перестают получать удовольствие от компании любимых людей, интересных вещей, занятий и образа жизни
Все становится скучно, уныло, серо и бессмысленно. Когда депрессия углубляется, человек может и вовсе запереться в одном помещении и отказаться от всего мира.
— Из этого состояния можно выйти самостоятельно или обязательно нужна помощь специалиста?
— Зависит от вида депрессии. Можно, допустим, хандрить 2-3 дня, а потом спонтанно возвращаться к привычному режиму жизни. Это специалисты считают обычными колебаниями настроения, свойственными всем здоровым людям.
Но когда ситуация затягивается на 2 недели и дольше, такое состояние можно диагностировать как депрессию
И чтобы оно не ухудшилось, желательно обратиться к специалистам.
— Суицид — последняя стадия депрессии?
— Да, самое опасное осложнение глубокой депрессии. И совсем не обязательно, что это следствие затяжной депрессии. Достаточно 2-3 недель. Кроме того, часто случаются суициды, не связанные с клинической депрессией.
— В Казахстане были случаи, когда женщины, спустя несколько лет после родов и страдающие послеродовой депрессией, убивали детей, а затем расправлялись с собой. Как психиатрия объясняет такие явления? Может быть в нашей стране необходим институт семейных психологов специально для родивших женщин?
— Послеродовая депрессия всегда связана не только со стрессом, но и с биологическими изменениями в организме. Соответственно,
включается множество факторов — от гормональной перегрузки до генетических факторов, которые «выстреливают» в послеродовой период
Это могут быть и особенности здоровья роженицы, в том числе ее хронические болезни, питание. Важна и психологическая обстановка в семье. Когда все эти факторы складываются в одну комбинацию, наступает послеродовая депрессия. В такие моменты важно не допустить физического износа организма — обеспечить женщине полноценный режим сна и отдыха. Конечно, семьям с новорожденными очень важна помощь психолога.
— Стоимость услуг психологов сегодня настолько велика, что многие не могут позволить себе такую роскошь. Почему в стране, занимающей первое место по подростковым суицидам, нет бесплатной профессиональной психологической службы?
— Почему нет? Она есть в каждом крупном городе и в районах. Допустим, в Алматы — это Центр психического здоровья на улице Каблукова. Раньше там было диспансерное отделение, но в этом году идет распределение психиатров в городские поликлиники, чтобы их услуги были ближе и доступнее для пациентов. Вообще, клиника на Каблукова в народе стала сильно стигматизированным местом. Обращение туда как минимум вызывает насмешки, максимум — косые взгляды и опасения.
Поэтому и решено наладить психиатрическую и психологическую помощь в обычных поликлиниках
Конечно, есть проблема с нехваткой кадров. Хотя она присуща не только сфере психиатрической помощи. Дефицит врачей повсеместен.
— Исходя из ваших наблюдений, ментальные расстройства действительно «помолодели»? С чем это связано?
— Психические расстройства — это целая группа самых разных болезней. У них разные причины, разная клиника, разные подходы к лечению и разный возраст, которому они присущи.
Есть расстройства, характерные только для детей. Это различные разновидности аутизма, диагностируемые в 3-5 лет.
— Они передаются по наследству от родителей? У нас же научились внутриутробно выявлять различные синдромы — Дауна, Эдвардса и другие?
— Вы говорите о хромосомных отклонениях. А на предрасположенность к психическим расстройствам влияют гены родителей. Максимально понятно это можно объяснить так, что у двух совершенно здоровых родителей есть какие-то гены с отклонениями.
Сами по себе они никакой угрозы не несут — люди ведут нормальный образ жизни и даже не знают о каких-то «неправильных» генах
Но при их совмещении в организме ребенка в определенную комбинацию может возникнуть риск психических отклонений.
— То есть предугадать это невозможно? Например, провести скрининг еще до рождения малыша?
— На Западе уже научились исследовать весь геном человека, а потом предсказывать вероятность предрасположенности к определенному заболеванию. Но это всегда только предрасположенность.
100% предсказать, возникнет болезнь или нет, не может никто
В Казахстане такие геномные исследования, насколько я знаю, не проводят.
— Шизофрения — это тоже генетическое заболевание?
— На 80% риск возникновения шизофрении зависит от генов родителей. Опять же, чтобы возникла предрасположенность к шизофрении, их комбинация должна сойтись в единый паззл. Она может перейти в болезнь, а может и не перейти.
— То есть мы, рожая детей, даже и не предполагаем, что в каком-то возрасте гены родителей вызовут у него шизофрению?
— Да. И спрогнозировать это невозможно. Если, условно говоря, случилась «сильная комбинация» плохих генов, болезнь проявится в любом случае. Даже в идеальных условиях жизни ребенка. А бывают «средние» и «слабые комбинации», которые могут проявиться при сопутствующих дополнительных факторах. Например, при травме головы, психологических стрессах и перегрузках. Даже осложнение после гриппа может дать толчок в развитию шизофрении.
Большим провоцирующим фактором является употребление каннабиоидных наркотиков
Самый худший сценарий возможен и в подростковом возрасте, а не только у взрослых людей. Но не надо путать обычные временные расстройства настроения в период полового созревания с расстройством психическим.
— То есть ребенок растет, успешно учится и вдруг у него резко обнаруживают шизофрению?
— Если прилежный и вежливый подросток вдруг становится полной противоположностью — забросил учебу, начал ко всему безалаберно относиться, стоит обратить на это внимание. Но не паниковать сразу. Опять же, диагностировать шизофрению должны специалисты. Чтобы не спутать ее с биполярным и массой других расстройств.
— Обыватели говорят, что психи бывают тихими и буйными. Это зависит от темперамента или тяжести его ментальной болезни?
— Речь идет о психозах. От темперамента они зависят в меньшей степени. Психозы, в отличие от неврозов и депрессий, более тяжелая группа расстройств. При психозах часто случаются бред и галлюцинации. При этом человек может вести себя возбужденно и неадекватно.
А может тихо сидеть у себя в комнате, но при этом испытывать галлюцинации и считать себя властелином мира
Зависит это от того, насколько расстройство захватило структуры мозга, отвечающие за эмоции, двигательную активность и поведение.
— А это все вообще лечится?
— Все ментальные расстройства делятся на хронические и острые. Шизофрения — это хроническая болезнь, она бывает в виде обострений и ремиссий.
В большинстве случаев обострения лечатся, но повторяются с частотой от полугода до нескольких лет
Острые психические расстройства, как правило, однократные. Человек один раз переболел, его вылечили и он продолжает жить полноценной жизнью.
— Какую связь заболеваемость ментальными болезнями имеет с экономической ситуацией в стране, безработицей и прочими социальными показателями?
— Все перечисленное — социально-психологические причины. Они влияют на неврозы и депрессии. Тяжелые неизлечимые расстройства слабо связаны с социальными факторами. Там в основном генетика.
— Какова динамика заболеваемости казахстанцев неврозами? Есть ли рост в кризисные времена?
— Поскольку эти расстройства нетяжелые, люди чаще всего не обращаются к врачам, поэтому они выпадают из поля зрения медицины и статистики.
— Как на показатели влияет география проживания, этническая принадлежность и прочие особенности населения?
— Почти все медицинские источники однозначно говорят, что по заболеваемости шизофренией все континенты и все страны находятся на одном уровне.
Это примерно 1% от всего здорового населения плюс-минус десятые доли
Разница объясняется подходом в разных странах к постановке тяжелого психического диагноза. Где-то нетяжелое ментальное расстройство сразу же признают шизофренией, а где-то диагноз будет помягче.