Страну ждет интенсификация политической работы в регионах. Для власти год станет серьезной проверкой на прочность. Сергей Масаулов, координатор платформы «Большая Евразия», анализирует возможные сценарии развития ситуации в Кыргызстане.
Политический прогноз на 2019 год делится ровно на две части. Первая половина года будет посвящена международному событию. В июне в Кыргызстане пройдет саммит ШОС — подготовка к нему становится важным экзаменом на состоятельность и действенность власти.
Прежде всего в связи с необходимостью поддержания порядка и стабильности в обществе и стране. Не говоря уже о том, что
на международном форуме для Кыргызстана нужна собственная повестка
чтобы не превратиться в площадку, на которой просто встречаются другие серьезные игроки.
Вторая половина года будет посвящена политической игре в связи с дальним стартом выборов в Жогорку Кенеш. Настоящие игроки начнут подготовку партий и будут проводить мероприятия по оживлению их деятельности, особенно за пределами Бишкека.
Власть будет заинтересована в завершении политического противостояния с экс-президентом уже до начала непосредственной подготовки саммита, то есть до апреля. И вариантов здесь не много. Как говорится, по принципу «либо – либо». Начало года и митинг против китайских мигрантов ясно показал, что
у политических противников в арсенале есть инструменты ухудшения ситуации и положения властных групп в стране
И это если не случится какой-нибудь непредвиденной аварии в системах жизнеобеспечения. Хотя всем понятно, что статистически такую возможность исключать нельзя, поскольку состояние систем тепло-, водо- и газоснабжения оставляет желать лучшего.
Власть — это то, что устанавливает порядок. Поэтому аргументация относительно ее неспособности решить назревшие вопросы будет главным козырем любой оппозиции, объективно заинтересованной в создании сложных ситуаций.
Таким образом,
в отрезке от конца февраля до начала апреля можно ожидать событий в пространстве партийных работ
Это съезд СДПК, который можно провести в двух вариантах — как «без Атамбаева», так и наоборот, вместе с ним и в его пользу.
В первом случае СДПК становится подлинной партией нынешней власти, уходит под власть и выстраивается рядами на выборы. Во втором партию ждет раскол на «истинных» социал-демократов и так называемых «примкнувших»; обвинения друг друга будут взаимно-зеркальными.
В этом случае активизируются попытки объединения разных малых партий в блоки. Также будет произведен решительный шаг по созданию партии-партнера для властной группировки в будущем парламенте. Конструирование такой уже идет. Старые парламентские партии также не останутся в стороне.
Поэтому страну ждет интенсификация политической работы в регионах
В связи с этим обещание и установка президента Жээнбекова по поводу приоритета развития регионов приобретает особое политическое звучание. Именно на этом предмете может состояться как успех власти, так и вырасти серьезная неудача.
Здесь нужна действительная программа результативной деятельности, пусть не поражающая своими масштабами, но главное — достигающая конкретных, заранее объявленных результатов, улучшающих положение в регионах. Нужны конкретные меры по оживлению производственной сферы на селе, нужны шаги в сторону создания предприятий по переработке сельхозпродукции и поставкам ее в страны ЕАЭС.
Важно, чтобы власть в Кыргызстане двигалась от решения к решению реальных проблем,
а не зависала над очередным стратегическим документом, для которого нет условий реализации. Достоинством команды нового президента является отсутствие громогласных заявлений и «великих» проектов, которые сразу выводят Кыргызстан в число «самых-самых».
Если, конечно, в очередной раз какая-нибудь группа не свернет всю работу в сторону создания документов о будущем, устроенном по понятиям учебников политологии.
На Западе, и прежде всего в США, уже отказались от старых форм разделения властей на судебную, законодательную и т. д. Остались только формы, в которых проявляется другое содержание. Кстати, когда в Америке после 11 сентября 2001 приняли «Патриотический акт», они
отказались от идеи права и признали, что право вторично, право на частную жизнь уже закрыто
Надо действовать согласно новой ситуации, требующей новых форм и новых способов реализации власти.
Сегодня во многом востребованы противоречащие друг другу качества элиты. Нужны повышенная социальная чуткость и одновременно повышенная способность к решению ответственных и долгосрочных задач.
На первое место выходит именно креативность, умение изобретать новое, нестандартное. Время освоения и усвоения западных образцов, время институционального импорта прошло.
Все, что можно было импортировать, Кыргызстан уже импортировал
И ныне речь идет о том, чтобы приспособить эти институты к реальности страны. А значит, свою страну нужно знать. Для этого нужны инновационные элиты, которые как раз исключаются повсеместно утвердившимся бюрократическим либо технократическим типом управленца. Исключаются они еще и столь же объективным запросом на консолидацию и порядок в обществе. И это противоречие.
Бюрократический тип тоже востребован, поскольку вносит порядок в хаотическое движение. Конечно, если бюрократы настоящие и умеют это делать.
В связи с этим
во второй половине года резко возрастут требования относительно действий всей вертикали власти,
а соответственно и правительственных структур. В преддверии года выборов эффективность и результативность правительства и системы управления становятся политическим вопросом.