Сейчас у Казахстана 51 совместный проект с китайской стороной на 27 млрд долларов.
Основным драйвером экономического роста в мире после США является Китай. В 2017 году его ВВП достиг 13,5 трлн долларов, а товарооборот — 4,1 трлн. И с учетом запуска проекта «Один пояс — один путь» Казахстану стоит задуматься, как максимально выгодно для себя использовать потенциал КНР. Об этом говорит политолог Булат Султанов.
— Внешняя политика Казахстана базируется на трех китах: многополярность, прагматизм и защита национальных интересов. И их нужно учитывать, строя отношения с КНР. Между тем для нас рост Китая — только плюсы.
Прежде всего в рамках совместной реализации проекта «Один пояс — один путь». Один из его векторов, касающийся нас, это «Экономический пояс Шелкового пути». Растущая конкуренция Китая с США вынуждает наших соседей искать альтернативные пути транспортировки своих грузов. И для Казахстана весьма важно наладить сотрудничество с Поднебесной и оказать ему содействие в прокладывании «Экономического пояса Шелкового пути».
Сегодня мы принимаем в нем участие в рамках двух проектов: «Сопряжение Евразийского экономического союза» и «Нурлы жол».
— Для Казахстана очень важно суметь связать китайский потенциал и его стремление проложить дорогу через Казахстан в Европу и страны Ближнего и Среднего Востока с нашей программой форсированного индустриально-инновационного развития, — считает он.
По словам политолога, ежегодно объем контейнерных перевозок через территорию РК (по маршруту Китай — Казахстан — Европа — Казахстан — Китай) увеличивается вдвое.
— Сейчас решается вопрос, чтобы довести объем транзитных контейнерных перевозок через Казахстан до 2 млн
и получить от этого прибыль в объеме $5 млрд в 2020 году. Что касается автомобильных перевозок, стоит задача увеличить их объем между Казахстаном и Китаем в 3,5 раза. В этом случае доходы будут составлять $300 млн ежегодно.
Важнейшими направлениями для Казахстана являются один нефтепровод и два газопровода, запущенные совместно с Китаем. Большой плюс — проекты в атомной энергетике.
— Сейчас КНР имеет 38 действующих атомных реакторов и в ближайшие годы планирует построить еще 20. К 2030 году в планах у Поднебесной иметь 100 атомных реакторов. А учитывая, что атомные реакторы нуждаются в уране, Китай сейчас инвестирует в проекты по его добыче, в том числе и в Казахстане.
В настоящее время
Поднебесная импортирует из Казахстана 18 тыс. тонн урановой руды,
(для сравнения: из России — только 600 тонн)
Вопрос для Казахстана заключается сейчас в том, чтобы не только экспортировать урановую руду, но и приступить к работам по обогащению урана и поставлять туда урановые таблетки, которые будут в несколько раз дороже, — подмечает он.
Султанов отмечает, что в связи с переносом столицы ЮКО в Туркестан решается вопрос о создании там специальной экономической зоны. Расчет на то, чтобы превратить ее в ключевую зону для сотрудничества со всей Центральной Азией.
— Сотрудничество с Китаем в этом регионе идет в рамках модернизации Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. А учитывая, что мы рассчитываем на развитие несырьевых экспорто-ориентированных обрабатывающих производств, в 2018 году был построен завод по производству сухого верблюжьего молока.
Важно отметить и ряд других совместных с Китаем проектов. Это автомобильный сборочный завод в Костанае и зерновой маслоперерабатывающий завод в Северо-Казахстанской области.
Для нас весьма перспективно сотрудничество с Китаем в создании высокотехнологичных и инновационных отраслей. В частности, мы сотрудничаем с Китаем в создании суперкомпьютерного центра в Алматы, университет КазНУ им. аль-Фараби. Сотрудничество с Поднебесной завязалось также в сфере сельскохозяйственных технологий, биомедицине и искусственном интеллекте. Мы заинтересованы в совместном развитии интернет-производств.
В целом
без инвестиций Китая в экономику Казахстана задачи по индустриально-инновационному развитию весьма усложняются
У КНР накоплены большие запасы валюты, и они заинтересованы вкладывать ее с пользой, — замечает Султанов.
В целом, по его данным, у Казахстана 51 совместный проект с китайской стороной на сумму $27 млрд. Это будет способствовать созданию новых рабочих мест для граждан Казахстана, а также пополнению бюджета страны.
— 26 совместных проектов (в сфере энергоресурсов, телекоммуникаций, машиностроения, сборки автомобилей, химпрома, производства строительных материалов и т. д.) находятся на территории юго-восточного Казахстана, в том числе в Алматы и Алматинской области. Их общая стоимость 10 млрд долларов, — говорит он.
Китай не поглотит экономику Казахстана, но присутствие увеличит — экономисты
Резюмируя, Султанов подчеркивает, что сотрудничество с Китаем содействует индустриально-инновационному развитию Казахстана. И в конечном счете росту уровня жизни людей.