Первый рейс знаменитого новаторского самолета ТУ-144 в 1968 году прошел из Москвы в Алма-Ату. И прошел с некоторыми курьезами.
Этот эпизод детально описан в самоизданной книге “Правда. Только правда и никаких домыслов” Бориса Яглинского, одного из столпов советского и последующих суверенных лет строительства в Алматы. Здесь перемешались и геополитика, и тонкие расчеты, и обыкновенная базалаберность. Самое главное — все закончилось хорошо!
«В 70-80-е годы прошлого века завязалась ожесточенная схватка между СССР и странами Запада за создание первого сверхзвукового пассажирского самолета. Советская сторона создавала сверхзвуковой лайнер ТУ-144, западная – «Конкорд».
Накал страстей был невероятен. Как и положено было в те годы, победителем вышла страна Советов. ТУ-144 первым поднялся в воздух. Это произошло 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда». Свое приоритетное право принять ТУ-144 получил и алматинский аэропорт. Технический рейс был назначен на весну 1975 года. Событие оказалось незаурядным и надолго отложилось в памяти.
По международным правилам и мировой практике на борт новых воздушных лайнеров, совершающих первые технические рейсы, приглашается определенный круг пассажиров: главный конструктор, ведущие специалисты КБ, руководство министерства гражданской авиации и аэрофлота, отечественные и зарубежные журналисты…
Встреча технических рейсов в аэропортах назначения превращается в грандиозное событие. Как строитель Алматинского аэропорта, я имел удовольствие принимать участие в таких мероприятиях дважды: 1958 год — ТУ-104, 1968 год — ИЛ-62.
Но первый прием ТУ-144 в Алма-Ате проходил совершенно по другому сценарию. Никаких торжеств, никаких массовых мероприятий. На церемонию встречи первого сверхзвукового пассажирского лайнера Н. А. Кузнецов пригласил всего трех человек: Ш. Бекбулатова, В. Лебедихина и Б. Яглинского.
Яглинского, как непосредственного руководителя работами по реконструкции аэропорта, Бекбулатова и Лебедихина — как его вышестоящих коллег.
Мы прибыли в назначенное время. Кузнецов ознакомил нас с графиком, разработанным в Москве и утвержденным министром гражданской авиации СССР Б. П. Бугаевым.
Все операции в графике были расписаны поминутно. Он выглядел примерно так:
Время полета из Москвы в Алма-Ату составляло менее двух часов!
Учитывая трехчасовую разницу между московским и алма-атинским часовыми поясами, получалось так, что ТУ-144 более чем на час опережал время. Все это не могло не поразить нас. До прибытия самолета по утвержденному графику оставалось около десяти минут.
Но случилось непредвиденное: начальник связи аэропорта внезапно доложил Кузнецову срочную радиограмму от Бугаева. Из нее следовало, что самолет вылетел из Москвы почти с часовым опозданием.
Причина сногсшибательная — после посадки пассажиров персонал московского аэропорта не смог отогнать трап от борта самолета
и после долгих мучений был вынужден задействовать тягач и со скрежетом оттащить его на положенное расстояние.
В радиограмме сообщалось, какие изменения в инструкцию следует внести, чтобы подобный казус не произошел в Алма-Ате.
Дело в том, что для ТУ-144 были разработаны и изготовлены специальные трапы. Они должны были по своему техническому уровню соответствовать чудо-самолету. В итоге банальный трап для посадки пассажиров был создан в виде этакого чудища, создающего впечатление о его способности самому парить в воздухе.
Один из таких трапов был доставлен в Алма-Ату транспортным самолетом «Антей» для выгрузки пассажиров технического рейса и последующей эксплуатации.
Забегая вперед, хочется сообщить, что в Алма-Ате благодаря изменениям инструкции трап сработал штатно. Но! Его удачной работе предшествовал другой казус.
По правилам эксплуатации ТУ-144 для его стоянки и установки трапа требовалось создание спецстоянки, оборудованной металлическим покрытием и конструкцией для гашения потоков раскаленного воздуха в период запуска двигателей. Той же инструкцией предусматривалось руление самолета после посадки своим ходом до определенного места, а установка на спецстоянку — с помощью тягача.
Техническому рейсу вновь не повезло: во время транспортировки самолета к месту стоянки и установки трапа для разгрузки пассажиров и экипажа у тягача сломалось дышло. Персонал не был готов к такому ЧП.
По иронии судьбы, сварочный аппарат оказался закрытым в гараже, а ключ от замка — дома у Ивана
Пока бегали за ключом, пока ремонтировали дышло, прошло не менее получаса. Все это время генералитет гражданской авиации СССР, почетные гости, журналисты и другие пассажиры томились на борту самолета…»
Сверхзвуковой лайнер ТУ-144 летал в Алматы около двух лет. Затем выявились некоторые конструктивные недостатки машины и ее поставили на прикол. Но история пассажироперевозок этого уникального самолета, похожего в полете на журавля, началась в Алматы.
Тем и славен наш аэропорт, который в настоящее время имеет статус международного и готов принимать воздушные корабли любого типа.
Продолжение следует