Доставить груз из Кореи в Павлодар, используя только водный транспорт — звучит не очень правдоподобно. Тем не менее развитие Северного морского пути вкупе с речной системой Оби и Иртыша дает Казахстану возможность изменить извечный статус страны, запертой внутри материка.
О впечатляющих перспективах нового транспортного коридора рассказывается в материале англоязычного портала The Central Asia – Caucasus Analyst.
Обь (вместе с Иртышом) — шестая река в мире по протяженности (5410 км) и площади бассейна. Она не только глубокая и широкая, но и судоходная для речных барж и мореходных судов, которые могут попасть вглубь Евразии.
Географически эта речная система связывает Казахстан с Северным Ледовитым океаном. И если бы республика располагала достаточной инфраструктурой, ей удалось бы избежать высоких торговых тарифов, связанных с отсутствием выхода к морю.
Это, в свою очередь, имеет значительные последствия как для торгового и промышленного потенциала Казахстана, так и для общего экономического развития страны.
В последние годы наблюдается возрождение теории Хэлфорда Маккиндера о евразийском Хартленде. Ее сторонники уверены, что контроль над Мировым островом (то есть над северо-восточной Евразией) обеспечивает гегемонию. При этом они зачастую забывают, что Маккиндер акцентировал внимание именно на Северном Ледовитом океане. На его карте мира именно «Ледяное море» блокирует доступ к Мировому острову.
Однако XXI век вносит свои коррективы. Симбиоз тающих северных льдов и промышленного развития Западной Сибири
открывает евразийский Хартленд с севера, а значит, Казахстан получает доступ к Арктике
Россия активно развивает Северный морской путь, который соединяет Восточную Азию с Европой через тающий Северный Ледовитый океан.
Индустриальная и транспортная инфраструктура Ямала создает основу для будущего самодостаточного промышленного кластера. Комбинация развития портовой системы,
пригодный для навигации океан и перспективы индустриального роста открывают перед Казахстаном широкие возможности
Ключ к развитию – новый российский порт Сабетта на обской губе, выходящий в Карское море. А оттуда через Северный Ледовитый океан на рынки Европы и Азии.
Сабетта была построена для обслуживания газовых месторождений и транспортировки сжиженного газа в Восточную Азию. Несмотря на узкую специализацию, инфраструктура для контейнерных перевозок активно развивается. Кроме того, в 2015 году власти региона одобрили план строительства железнодорожной ветки Бованенково – Сабетта.
Власти воодушевлены развитием этого порта:
«Сабетта задумывалась как порт для отгрузки газа, а стала настоящими морскими воротами Урала», — отметил начальник таможни региона Вячеслав Голосков.
По его словам, если ледоколы будут пробивать путь к Сабетте для газовых танкеров, этой же «тропой» смогут пользоваться и контейнеровозы, что сделает порт используемым круглогодично.
К слову, уже сейчас через Сабетту идет не только газ: из Владивостока и Архангельска везут замороженную рыбу, из Архангельска в Шанхай – древесину.
Эффективный транспортный узел в Сабетте означает для Казахстана возможность выхода в Мировой океан
Этому в перспективе способствует развитие речных транспортных маршрутов в Западной Сибири.
Обь и Иртыш пригодны для навигации на всем своем протяжении — от границы Казахстана с Китаем до Карского моря. Для океанских судов открыты 1200 км Оби по Западно-Сибирской равнине до Сабетты.
Известно, что электронная база данных навигации по рекам будет сформирована уже к 2020 году. По крайней мере, такая задача стоит в российских программах развития. Это обеспечит безопасный проход морских кораблей.
Сегодня главные транспортные коридоры Казахстана – это автомобильные и железные дороги. И почти все они идут с востока на запад. Конечно, они остаются ключевыми для экономического развития, но появляются предпосылки и для формирования оси юг-север в Западную Сибирь.
Например, в 2016 году два крупных рейса были совершены из Южной Кореи по Северному морскому пути. Корабли пришли в Сабетту, а оттуда вверх по Оби. Один маршрут вел в Тобольск, другой – в Павлодар.
Этот первый для Казахстана фрахт по Севморпути начался в Ульсане – крупном порту, расположенном близ судостроительного центра Южной Кореи. Общая протяженность маршрута «Ульсан – Павлодар» — 14 тыс. км, из них 2 тыс. по Оби и Иртышу.
Доставка тяжелого оборудования для нефтеперерабатывающего завода состояла из двух этапов: сначала баржа везла груз из Сабетты в Омск, там его перегрузили и отправили в Павлодар.
Принципиальная привлекательность такого варианта заключается в возможности перевозить огромные грузы,
которые невозможно уместить в стандартные контейнеровозы. К слову, масса двух нефтехимических установок, доставленных в Павлодар, 527 и 550 тонн соответственно.
Александр Вороненко, эксперт исследовательского центра ШОС при госуниверситете Хабаровска, собрал материалы по проекту «Обь – Иртыш». Он выступает за развитие водной магистрали по линии юг-север для «перпендикулярного» соединения с китайским новым Шелковым путем. Этому способствует и расширение речных портов Омска, Салехарда и Ханты-Мансийска.
Удивительно, но Обь даже использовалась для доставки тяжелого оборудования из Поволжья в Омск — с завода «Волгограднефтемаш» через Санкт-Петербург по Северно-Ледовитому океану на омское предприятие.
Развитие инфраструктуры в Ямало-Ненецком автономном округе говорит о том, что Казахстан должен воспользоваться возможностью «покинуть» Евразию по морю. Двусторонние переговоры по этому поводу уже ведутся.
Казахстан и Россия готовы увеличить объемы речных перевозок с помощью портов Омска, Павлодара и Семея
На протяжении большей части своей истории политика Казахстана зависела от экономического развития, инвестиций и геополитической позиции России. Все это касается и нынешнего положения арктической стратегии республики. Это уравнение содержит три главных переменных:
Если маршрут СМП – Сабетта – Омск покажет свою эффективность в транспортировке грузов из Восточной Азии, развитие пути из Омска в Павлодар и Семей станет лишь вопросом времени.
Возможности контейнерных перевозок по западносибирскому речному коридору могут превратить Казахстан в морское государство с доступом в Арктику. В случае реализации такого сценария
для Казахстана откроются рынки Европы и Азии. А вместе с ними и весь Мировой океан