Чтобы предотвратить надвигающиеся экологические проблемы, уже сейчас нужно заняться гидросооружениями.
Нехватка питьевой воды в мире может привести к тому, что к 2035-2040 г. наступит водный кризис. По самым скромным подсчетам, в этот период нуждаться в питьевой воде будут 2 млн человек, а при негативном раскладе – 3 млн. Такого мнения придерживается Виктор Данилов-Данильян, научный руководитель Института водных проблем РАН.
Что касается Казахстана,
уже сегодня перед страной встает проблема водных ресурсов. И она носит систематический характер
По словам Марата Кошумбаева, заведующего лабораторией гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений КазНИИ энергетики им академика Ш. Ч. Чокина, проблема нехватки воды в ряде регионов Казахстана весьма заметна.
— Обезвожены Кызылординская и Карагандинская области, Атырау и Актау.
в Актау вода поставляется из Каспия и опресняется,
что несет риски возникновения заболеваний, — замечает он.
В целом наблюдается дефицит воды — как питьевой, так и для нужд сельского хозяйства и промышленности. Эта проблема касается и многих аулов, куда воду завозят в фурах.
— Дефицит воды — главная причина, почему, к примеру, в Жезказгане, Семее и Актау не выращивают пшеницу и другие зерновые. Это приводит к необходимости импорта ряда продуктов, той же кукурузы для прокорма скота. С другой стороны, мы вынуждены вырабатывать электроэнергию на каскаде ГЭС. При этом процессе реку закрывают специальными плотинами — вода, которая раньше текла естественным путем, останавливается. В результате
огромную территорию затапливает, она превращается в болото
Поднимаются подземные и грунтовые воды — как, например, в Усть-Каменогорске. Там уже ничего не растет, потому что из-под земли выходит много солей и растения гибнут.
— Людям это тоже доставляет немалый дискомфорт — слишком влажно, в подвалах вода, хранить ничего нельзя. К тому же когда в водохранилищах скапливается влага, формируется среда, способствующая возникновению инфекций. В целом уже сегодня качество воды в Казахстане оставляет желать лучшего, — говорит он.
Кошумбаев считает, что оставляет желать лучшего и уровень руководства водными ресурсами.
— Как иначе оценить отсутствие арыков в Астане? Как следствие, во время дождя вода попросту превращает дороги в реки. А ведь это драгоценный ресурс, который можно было бы собрать с помощью арыков и каналов и использовать хотя бы для мытья машин или улиц. А когда случаются паводки, вода не то что не используется на благо экономики, а способствует возникновению чрезвычайной ситуации: приходится спасать население, наносится серьезный ущерб всем, — говорит он.
Эксперт отмечает, что из года в год в Казахстане мельчают реки — люди стали активно вклиниваться в истоки.
— Растут наши города, растет население, идет очень мощное воздействие на экологию. Мы уже застроили Медеу, и вместо того чтобы река спокойно шла, теперь она вынуждена теряться во дворах всех этих построек.
На Малой и Большой Алматинке сегодня воды вдвое меньше, чем 20 лет назад
Из-за грязного алматинского воздуха весь смог проникает в горы, ледники загрязняются, быстрее нагреваются и начинают таять. Во избежании селя МЧС вынуждено эти воды сбрасывать. А это еще больше усугубляет дефицит воды, — говорит Кошумбаев.
Эксперт предлагает возобновить серьезную, затратную, но необходимую работу — создавать дополнительные гидросооружения и отводить талую воду в водохранилища. А оттуда можно будет брать воду для полива или использовать ее для выработки электроэнергии.
— На сегодняшний день нет госпрограмм по развитию водного хозяйства. У нас даже нет министерства, которое бы отвечало за это направление экономики. Раньше, во времена СССР, существовало министерство водного хозяйства.
Сегодня минсельхоз не отвечает за состояние водных сооружений
Но ведь они должны находиться под чьим-то ведомством. Иначе, получается, что гидросооружения разваливаются, никто их не ремонтирует, а потом мы сталкиваемся с нехваткой воды, — утверждает эксперт.
По словам Марата Кошумбаева, если так пойдет и дальше, могут разрушиться плотины, находящиеся на Иртыше. А это может привести к серьезным последствиям, вплоть до человеческих потерь.
Восстановить все это будет весьма сложно. К тому же, вымоется гумус, что сократит растительность. Еще вода вскроет могильники и зараза будет разноситься на большие расстояния, что чревато экологической катастрофой.
Поэтому эксперт настаивает: водная проблема требует серьезных инвестиций и повышенного внимания государства.