Кто и что угрожает национальной безопасности? Почему Казахстан ответственен за страны ЕАЭС? Обо всем этом в интервью с Гани Касымовым.
— Дарига Назарбаева как-то спросила: «А все ли у нас благополучно на таможне?». Потом поехала туда, посмотрела и сказала: «Надо что-то делать». Вот вы, как первый руководитель таможенной службы суверенного Казахстана, согласны с мнением сенатора?
— Да, это уже давно обозначенная проблема, она всегда имела место.
— То есть таможенник и взяточник – это уже синонимы?
— Нет. В период, когда я был председателем государственного таможенного комитета, по поручению правительства, кроме создания таможенных постов на границе и создания компьютерной сети, мы решили сделать такой проект, при котором общение с таможенными служащими будет минимизировано. Были созданы электронные таможенные декларации, введена таможенная статистика.
Статистика – это точный показатель внешнеэкономического состояния республики
Зная, что мы ввозим в страну — к примеру, 250 млн иголок — нужно понимать, что товар востребован. Следовательно, его нужно производить самим!
«Таможенная система Казахстана дала сбой» — Гани Касымов
Когда мы наладили таможенную статистику, создали железнодорожную и энергетическую таможню по энергоперетокам, нефти и так далее, это был первый этап модернизации нашей деятельности.
Второй должен был совместить наши данные с таможенными декларациями той страны, куда мы экспортируем и откуда импортируем. Оказалось, что наша
таможенная статистика имеет огромное расхождение с внешними данными
— Кто исказил эту статистику? На каком этапе это произошло?
— Вот с этими вопросами сейчас и нужно разбираться. В мою бытность никаких расхождений не было — считали все, вплоть до иголки.
Сегодня по уровню оснащенности наши таможенные органы не хуже, чем любые другие страны, здесь нет проблем. Слабое звено — это человеческий фактор.
Непорядок на таможне угрожает нашим национальным интересам и экономической безопасности на границе
Искажение госстатистики — это уголовно преследуемое дело. За неправдоподобными цифрами следует неконтролируемый поток контрабанды. А если идет контрабанда, за ней может пойти продукция двойного назначения… Наша страна — последняя граница стран ЕАЭС. И если мы сейчас будем закрывать глаза на контрабанду, негативные явления расползутся и на страны ЕАЭС, за которые мы ответственны.
— Вы несколько лет занимались вопросами частного бизнеса. Помнится, каленым железом клеймили тех, кто мешает его развитию. Возвращаясь к той деятельности, обозначьте, пожалуйста, основные проблемы казахстанского бизнеса.
— Первая проблема – несовершенство законодательства. У нас все еще действуют законы, принятые в 90-х. Но страна-то уже изменилась, уже совершенно другие условия и другой темп жизни. Те законы экономики и бизнеса нужно пересмотреть, аннулировать, снять.
Только сейчас бизнес стал принимать законодательную форму, которая будет его защищать. И я не открою большого секрета, что необходимость такой защиты назрела давно. Крупный бизнес может себя защищать, у них есть лобби. Я говорю о малом и среднем бизнесе. Нам
нужно пересмотреть права тех организаций, имеющих право проверять МСБ, и многих этого права необходимо лишить
— Сколько у нас проверяльщиков?
— По бизнесу было примерно 65 организаций — они имели право прийти, закрыть и арестовать счет, остановить производство и т. д. Но больше всего проблем в настоящее время связано с местными органами власти. Я имею в виду с точки зрения их прав. Это они дают разрешения на оформление участка, строительство, ввод в эксплуатацию, подключение энергосистем, теплосистем. Вот так и складываться система поликоррупции.
Сегодня взятки берут не таможня и не полиция, а местные органы власти — они первые зажимщики
Вторая проблема связана с правами администрирования – это сфера, где царствует система налоговых, таможенных служб и т. д.
Третья – несовершенство взаимоотношений между бизнесом и государством. Сколько раз глава государства говорил отделить государство от бизнеса! Возьмите в качестве примера французскую систему государственного правления, которая за 200-250 лет уже четко отработана. Ни одному чиновнику не разрешено, чтобы его жена или родственники работали в бизнесе.
В системе государства бизнес, частные или корпоративные интересы госдеятелей должны пресекаться на корню.
Система управленческих решений во Франции покупается государством, а не бизнесом. Если мы выстроим подобную — добьемся правильного управления, при котором государство будет отделено от бизнеса. Вот тогда это будет совершенно другая страна.
— В интернете от молодого поколения прозвучало предложение переименовать парк 28 гвардейцев-панфиловцев. Что происходит? Неужто ментальность и уважение к памяти предков уже утрачены?
— У нас очень большие пробелы, просчеты, в том числе и в идеологической работе. С точки зрения истории в головах людей полная мешанина, нет стройной единой системы. Поэтому мы должны работать над историей нашей страны. И там обязательно должна быть эпохальная глава новейшей истории. Потому что мы пережили мощные катаклизмы, рост и упадок цивилизации, строя. И попали в эпоху капитализма.
Это наши деды выиграли войну силами братства, интернационализма народов, которые жили в великой стране — в Советском Союзе
Этот грандиознейший отрезок истории и времени, который вы и я будем защищать, потому что эта жизнь наших отцов, дедов, наша жизнь.
Никому не позволено поднимать руку на такие сакральные темы! Надо изучать, понимать, говорить со своими родителями, бабушками, дедушками и только потом выдвигать подобные инициативы.
Пусть они придут 9 мая в парк 28 панфиловцев и при всем народе скажут «Давайте переименуем», а не пишут в интернете. Пусть они придут — может быть тогда поймут, кто они и чего стоят со своими инициативами.
Полная версия беседы здесь