2018 стал для европейских государств испытанием на прочность. При этом пик протестов пришелся на конец года. В декабре практически весь ЕС был охвачен демонстрациями.
Беспорядки затронули не только Западную, но и Восточную Европу. Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Голландия, Испания, Сербия, Черногория, Чехия, Франция и другие страны испытали на себе протестный потенциал недовольных.
Волна спонтанных митингов в Париже всколыхнула всю Европу. И если на начальной стадии протестующие требовали защиты их конституционных прав и решения социальных вопросов, затем требования перешли в политическую плоскость.
В каждой стране митинги имеют свои особенности и характер. В Австрии участники акций протеста выступали против действующего правительства С. Курца, а также крайне правой Австрийской партии свободы, находящейся у власти.
В Венгрии основной движущей силой массовых беспорядков стали профсоюзы, выступавшие против поправок к трудовому кодексу. Они предусматривают увеличение лимита сверхурочных часов с 250 до 400 часов в год. Согласно поправкам, работодатели могут оплачивать эти переработки в течение 3-х лет, а не одного года, как это было ранее.
При этом в одной и той же стране можно наблюдать довольно интересную картину. Например, в Германии «крайние правые» начали выступать против мигрантов, взяв соответствующие лозунги и символику. А «левые» решили поддержать французов — одевшись в желтые жилеты и скандируя призывы к борьбе с крупным капиталом.
Общим для немецких демонстрантов стал лозунг «Революция началась»
Вооружившись им, «крайние правые» стали выводить на акции протеста тысячи недовольных сограждан.
Испания была охвачена выступлениями, связанными с сепаратистскими настроениями в стране.
В Сербии в конце декабря 2018 в Белграде прошло многотысячное шествие против президента страны Александра Вучича.
Уже по традиции часть демонстрантов надела желтые жилеты, ставшие символом митингов в Европе
Дальше всех пошла Бельгия. Там протестующие решили создать партию, в основе которой будут лежать идеи французских протестантов. По замыслу организаторов, партия должна стать активным игроком на предстоящих в 2019 выборах в Европарламент.
Примечательно, что после проведения «Марша против Марракеша» бельгийцы выступили против подписания декларации ООН, касающейся беженцев. Также демонстранты возмущены высокой стоимостью продуктов, услуг и цен на топливо.
Наиболее массовые митинги охватили Францию, которая стала примером для подражания.
Начавшиеся с недовольства новой экономической политикой правительства массовые беспорядки в Париже постепенно охватили всю страну. По разным подсчетам в акциях протеста приняли участие более 125 тыс. человек.
Основные требования были направлены на отмену правительственного решения повысить с 2019 года цены на дизельное топливо (на 6,5%) и бензин (на 2,9%).
Несмотря на то что 4 декабря президент Франции Эмманюэль Макрон объявил, что власти отказываются от повышения налогов на топливо, акции протеста не прекратились.
К лозунгам демонстрантов прибавились требования об отставке правительства и президента
«Желтые жилеты» стали визитной карточкой правых во Франции и других европейских странах. И не только в 2018, но и в наступившем году.
Здесь нужно учитывать, что весной будут проводиться выборы в Европарламент, которые определят дальнейшее развитие Европейского союза. И от того, кто придет к власти в Еврокомиссии и Европарламенте, будет зависеть не только внешняя, но внутренняя политика в ЕС. В этом плане
появление «желтых жилетов» и массовых акций протеста гармонично совпали с предстоящими выборами в ЕС
Волна протестов, охвативших Европу, многими расценивается как общественный вызов правящей элите. Однако при детальном изучении появляются и другие, не менее важные выводы. Так, по странному стечению обстоятельств акции прокатились по Европе после ряда событий.
Во-первых, незадолго до них прозвучали несколько заявлений глав европейских государств о создании альтернативы НАТО – армии ЕС.
Во-вторых, Берлин и Париж заявили о завершении в краткосрочной перспективе кропотливой работы по созданию Special Purpose Vehicle (механизма специального назначения), являющегося альтернативой SWIFT.
В-третьих, вопреки демонстрируемому в последнее время сближению с Вашингтоном Париж заявил о самостоятельной внешнеполитической доктрине, закрепляющей суверенитет Франции в отстаивании своих национальных интересов.
В-четвертых,
Берлин стал в открытую отвергать призыв Вашингтона о блокировании Северного потока-2 (Nord Stream II),
заявив о своих национальных интересах. Мало того, Германия принудила другую европейскую страну – Данию — отказаться блокировать «Северный поток-2».
В-пятых, на примере многочисленных акций протеста видно, что все они направлены на раскачивание внутриполитической ситуации. Цель — вызвать вотум недоверия правительству с последующими внеочередными выборами как кабинета министров, так и руководства страны.
И наконец, отличительной чертой всех акций протеста является отсутствие организационного ядра. При этом демонстранты согласованно надевают кем-то выбранные «желтые жилеты» и выдвигают практически идентичные политические требования (отставка правительства, главы государства, внеочередные выборы).
Кроме этого, руководство европейских стран так и не осознало, с кем из протестующих нужно вести переговоры, чтобы определить пути выхода из сложившейся ситуации. Как ни странно, ни одна политическая партия или общественное движение не взяли на себя смелость в отстаивании интересов протестующих.
В результате руководство многих европейских стран столкнулось с вопросами, каким образом выходить из кризиса и что для этого нужно делать.
Между тем становится очевидным, что
демонстрация ЕС своей самостоятельности и независимости не пришлась по вкусу Белому дому
Он привык видеть в лице европейских стран послушных марионеток, готовых выполнить любой приказ Вашингтона, даже если такой приказ идет в ущерб их национальным интересам.
Учитывая богатый опыт Госдепартамента США в организации и проведении акций протеста, равно как и свержения действующей власти в разных странах мира, можно сделать вывод, что в преддверии предстоящих выборов в ЕС акции протеста пройдут с новой силой.