Глава Общественного фонда «Аман-Саулык» прокомментировала намерения чиновников от здравоохранения запретить курить на улицах.
23 января в Нацпалате предпринимателей «Атамекен» прошли общественные слушания. Обсуждали поправки в Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения». В очередной раз камнем преткновения стало предложение чиновников запретить курение в общественных местах.
Бурную реакцию общественности вызвало высказывание заместителя председателя комитета охраны общественного здоровья минздрава Нуркана Садвакасова:
«Я иду утром на работу, передо мной идет человек и дымит, а я с ребенком иду. Это разве нормально? Почему мои конституционные права нарушает впереди идущий курящий человек? Когда человек вышел в общество, он должен соблюдать общие каноны.
Дома пускай курит, в туалете у себя пускай курит, но когда вышел в общественное место, он не может. Разве может он в парке ходить и курить?
Мы в парк пришли с детьми, а он там курит. Я считаю, что это одно из таких направлений, которое защитит наше будущее поколение от воздействия этого дыма», — выразил мнение Садвакасов после общественных слушаний в НПП «Атамекен».
Интернет-пользователи стали придумывать другие ситуативные истории на слова чиновника. Например, противопоставлять по такому же принципу водителей и пешеходов.
Совпадение это или нет, но после общественных слушаний в «Атамекене» за запрет курения кальянов и IQOS в людных местах высказался руководитель общественного фонда «Талап» Рахим Ошакбаев.
Курильщики Казахстана обеспокоились. Тем более, что
в стране уже несколько лет идет планомерное повышение акцизов на табачные изделия и алкоголь
Цель все та же — снизить их доступность для улучшения общей по стране картины здоровья.
Глава фонда «Аман-Саулык» Бахыт Туменова уже много лет говорит об отрицательном воздействии на ситуацию ограничительных и запретительных мер. И на практике доказала, что, к примеру, метадоновая заместительная терапия возвращает наркоманов к нормальной жизни гораздо быстрее, чем принудительное лечение.
И относительно агрессивного наступления чиновников на права курильщиков Бахыт Ниязбековне нашлось что сказать.
— Наш фонд занимается снижением факторов риска, вызывающих неинфекционные заболевания. Причинами 82% смертей в Казахстане являются 4 группы заболеваний — онкология, сахарный диабет, болезни сердечно-сосудистой системы и заболевания легких. В мире этот показатель равен 71%.
Однозначно, мы против курения, это большая проблема. Но подход должен быть глубоко продуманным
Курение, алкоголизм и наркомания — это зависимости. Мы на этой неделе поделились результатами своего исследования по употреблению алкоголя среди молодежи.
Приведем небольшую статистику из исследования «Аман-Саулык» среди студентов алматинских вузов.
Кажется, даже три эти диаграммы хорошо показывают, что ЗОЖевцами алматинскую молодежь назвать можно с большой натяжкой. Но то речь об алкоголе. Курящих гораздо больше, чем пьющих.
— Я поддерживаю медиков, что с этим нужно что-то делать, — говорит Бахыт Туменова. — Когда они предложили чересчур жесткие меры, ими двигало желание решить вопрос охраны здоровья людей. Но нельзя перегибать палку. Все три зависимости — это расстройства. И справиться с ними за один день невозможно.
Мы — страна, имеющая опыт запретов. Когда людям запрещали спиртное, они научились варить самогон.
Система запретов не работает, она открывает путь для контрафактной продукции
Есть теория, работающая эффективно. Это снижение вреда.
Для курильщика и окружающих опасны продукты горения табака. Сам никотин вызывает зависимость. Если исключить его горение, вред для организма снижается. Я говорю о тех же электронных сигаретах и нагреваемом табаке. Это тоже плохо, неприятно, но вреда меньше. Должен быть взвешенный подход. Чего мы хотим — просто назло курильщикам все запретить или действительно боремся за здоровье?
— Почему вообще рассматривают такую дискриминирующую норму, как запрет на курение в общественных местах?
— Я против таких радикальных методов, как запрет на курение на улицах или закрытие «курилок» в общественных местах. Я считаю, это перегибы и мы доходим до абсурда.
Давайте сначала добьемся снижения вреда от употребления табака. Это тоже борьба против курения
Года три назад, когда еще не было систем нагревания табака, а только электронные сигареты, мы проводили соцопрос среди курящих. Так вот, курение начинается не с электронных сигарет. На альтернативные сигаретам продукты переходят те, кто хочет бросить курить. Так же как наркоманы не начинают с метадона.
— Поскольку инициативы исходят от чиновников минздрава, каковы шансы, что в такой категоричной форме они протащат поправки в кодекс?
— Что значит «протащат»? Для того и проводятся общественные слушания. Обществу нужно активнее подключаться к этому вопросу.
Не должно быть никаких истерик. О правах человека забывать тоже нельзя. Я понимаю инициативы медиков, потому что сама врач
Сегодня в один день такие вещи решить невозможно. И в этом плане мы время упустили.
Медицина и люди, которые против табака, должны улучшить информированность о вреде табака, алкоголя и наркотиков. Даже о плохом питании нужно говорить. И делать это должна не только медицина.
Моя внучка учится в третьем классе, так в ее учебниках уже есть информация о полезных продуктах и правильном питании, об анатомии человека. Это и есть то самое, когда учить здоровому образу жизни нужно тогда, когда человек еще поперек лавки лежит.
— За последние годы стоимость алкоголя и сигарет значительно возросла. Вы не проводили исследование, а уменьшилось ли потребление в связи с ростом цен?
— По данным главного психиатра минздрава, генерального директора Национального центра психиатрии Николая Анатольевича Негая,
потребление алкоголя выросло на 20%. Среди стран Центральной Азии наша республика занимает по этим показателям первое место
По табаку — не знаю, это вопрос надо изучить. Но на общественных слушаниях в «Атамекене» говорили, что контрафактной табачной продукции стало больше. Значит, спрос вырос.
— То есть искусственное повышение цен на сигареты и алкоголь — тоже неэффективный способ борьбы?
— Делать это нужно, но не бездумно. Пару лет назад я была на одном совещании, где выступал какой-то иностранец, призывающий Казахстан довести цены на сигареты и алкоголь до американских и европейских. Я возразила. Если сравнивать цены, может быть тогда надо сравнить прожиточный минимум и среднюю зарплату?
Международные исследования показывают, что богатые курят меньше, а бедные больше
Повышение цен на показатели, несоразмерные возможностям людей, это заведомо проигрышный вариант. Те, кто и без того плохо питался и неважно жил, станет отказывать себе еще в чем-то или переходить на контрафакт. Не будет ли от того еще больше вреда?