Продуктовая инфляция в 2018 году, по официальным данным, составила 5,1%, что на 1,4% меньше показателей 2017. При этом более трех десятков продуктов питания дорожали весь год. И большинство из них выступили в качестве драйвера инфляции.
Мясо по итогам 2018 выросло в цене на 7,6% — это меньше, чем в 2017 (11,8%), но больше, чем в 2013-2016 гг. На протяжении всех 12 месяцев росли цены на:
К дорожающему мясу наши граждане должны были уже привыкнуть: говядина безостановочно растет в цене с августа 2016, свинина – с апреля 2016, баранина – с января 2017.
По данным Комитета по статистике, уже более двух лет каждый вид мяса дорожает ежемесячно, причем по итогам 2018 темпы роста цен опередили инфляцию.
Весь год дорожала и рыба, причем практически во всех ее проявлениях. Свежая или охлажденная подросла на 8,4% (безостановочный рост с августа 2016), а соленая и копченая – на 8,1% (с октября 2017).
Рост цен на мясо сказался и на увеличении стоимости производимых из него товаров. Фарш за 12 месяцев подорожал на 6,9%, пельмени – на 5,1%. Последние, к слову, вообще растут практически без остановки. За 8 лет был лишь 1 месяц, когда пельмени не дорожали (август 2014). А когда дешевели последний раз, могут вспомнить лишь закоренелые холостяки. Но при этом общий рост цен на них по итогам года оказался минимальным.
Полукопченая колбаса выросла в цене в 2018 на 8,1% (не перестает дорожать с апреля 2016-го), вареная – на 5,7% (рост цен с июня 2015).
Тушенка стала дороже за год на 9,3% — больше, чем любой из видов мяса
(уже 4-й год темпы роста превышают 9%, а последним месяцем без роста был февраль 2013). Консервы рыбные деликатесные выросли в цене еще больше – на 10,5%.
Дорожает и другая продукция животноводства – молоко. И как следствие, производные товары. Свежее молоко (дорожает с мая 2017) по итогам года прибавило в цене 7,8%, что значительно больше общей инфляции (5,3%).
Пик роста цен пришелся на конец года: в ноябре и декабре оно выросло на 1,1%. Консервированное молоко — сразу на 10,3%, но это еще можно считать успехом, в предыдущие четыре года его стоимость росла еще быстрее.
Сыр сычужный, наоборот, показал наибольший рост с 2014 года, подорожав за 12 месяцев на 11,9%, из которых на весну пришлось 4,4%.
Как и многие другие «представители» списка,
сыр имеет давнюю тенденцию к увеличению стоимости: последний раз он дешевел в августе 2015, а не дорожал – в мае 2016
Сливочное масло за год выросло на 10,1% (цена продолжает увеличиваться с июля 2017), сметана – на 7,2% (безостановочно дорожает с июля 2016). Оба показателя опережают общий темп инфляции, но по сравнению с 2017 скорость роста цен замедлилась.
Последним месяцем, когда цена на кофе не менялась, был ноябрь 2013. С тех пор он дорожает уже 61 месяц подряд, прибавив за это время в цене 52,2%, из которых на 2018 год пришлось 9,5%.
Немногим менее заметным оказался рост цен на прохладительные напитки (9,2%) и соки (7,6%). При этом в обоих случаях было два пика — июнь и ноябрь, а рост цен на эти виды товаров продолжается с декабря 2014.
Накрыть стол к чаю также с каждым месяцем стоит все дороже
В 2018 году безостановочно дорожали:
Употребление алкоголя растет, а это напрямую сказывается на росте цен. Водка в 2018 году подорожала сразу на 12,5%, что в 2,4 раза больше уровня официальной инфляции. Всего же этот вид алкогольной продукции дорожает с ноября 2013 года (62 месяца подряд). Ралли роста цен на вино продолжается еще дольше – 67 месяцев. В 2018 году оно выросло на 7,6% — минимальный показатель за последние 5 лет.
Дорожают и сигареты – сразу на 11,3%, что является максимумом за последние 3 года
В июле ценники подросли сразу на 4% — такого не было с января 2015. В целом же цены на табачную продукцию безостановочно растут с октября 2017.
Кроме того, все 12 месяцев в 2018 официальная статистика отмечала рост цен на:
Итого 32 вида продовольственных товаров, которые месяц за месяцем без остановок прибавляют в цене. Стоимость многих из них начала увеличиваться 2-3 года назад, а некоторых — более 5 лет назад: тенденция, увы, далеко не новая. При этом в большинстве случаев рост цен нередко опережает инфляцию в 1,5 — 2 раза, а в некоторых случаях (как с оливковым маслом) разница превышает 3,3 раза.