Несмотря на то что в 20 веке казахи пересели на темір тұлпар (так они сейчас называют автомобиль), лошадь остается самым почитаемым животным и неотъемлемой частью жизни народа. Любовь к коню имеет очень глубокие корни, со времен дальних предков – скифов-саков, гуннов и древних тюрков.
Вот что писал древнегреческий ученый Ксенофонт (435-355 гг. до н. э), который долгое время жил при персидском дворе:
«Персидский царь устроил конные ристалища для всадников, представляющих разные народы. Длина беговой дорожки была определена в пять стадиев (около одного километра).
Когда начались бега, какой-то молодой сак вырвался вперед и достиг финиша. Царь предложил победителю царство в обмен на коня, но тот отказался, заявив, что
отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго человека»
А в китайских летописях о гуннском царе Моде написано следующее:
«Любопытно, что Модэ имел уже четыре войсковых подразделения, определившихся мастью лошадей: вороные, белые, серые и рыжие».
В книге «Путешествия в восточные страны» Плано Карпини и Гильома де Рубрука есть такое свидетельство:
«Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом бесконечно долго».
Аммиан Марцелиан в книге «Римская история» так писал о кочевниках:
«Они проезжают огромные пространства, когда преследуют неприятеля… сидя на быстрых и послушных конях. Каждый ведет на поводу еще и запасную лошадь, одну, а иногда две, чтобы, пересаживаясь с одной на другую, сохранять силы коней и, давая им отдых, восстановить их силы».
Обратимся к 19 веку. Русский чиновник А. К. Гейнс, побывавший в гостях в ауле отца ученого Шокана Уалиханова, написал в своих воспоминаниях следующее:
«После семейство Чингиса предложило ехать на охоту с беркутом или ястребами. Я очень обрадовался и живо схватился за эту мысль. Кавалькада всадников и детей Чингиса отправилась в степь. В седлах сидели и пятилетние мальчики».
Высказывание о кавалькаде и детях подтверждает сведения древних историков о том, что
сакско-скифские и гуннские дети с малолетства обучались езде на лошадях
Великое множество казахских пословиц и традиций подтверждают большую любовь народа к лошади:
Атты қамшымен айдама,
Жеммен айда.
Не погоняй коня камчой,
Погоняй его кормом.
…
Жыл тұрмай қатыныңды мақтама,
Ай мінбей атыңды мақтама.
Не хвали жену, не пожив с ней год.
Не хвали коня, не поездивши на нем месяц.
О лошади написано много сказок, былин, песен и поэм.
В Казахстане даже установлен памятник знаменитому скакуну Кулагеру, любимому коню акына Ақан Сері
В настоящее время в Алматы на стадионе КазНУ им. аль-Фараби часто проводятся состязания между студенческими командами разных учебных заведений по кокпару – древней конной игре кочевников. Создателем и президентом Национальной молодежной лиги является Данияр Даукеев, который организовывает соревнования по всей республике.
Одной из самых незабываемых и ярких традиций, посвященных лошади, является «Ат үйрету». Укрощением коня, этим небезопасным и требующим большой сноровки искусным делом, люди занимались с самого детства.
Традиция хорошо описана во многих художественных произведениях писателей, которые досконально знали жизнь народа. Несомненно, самым ярким романом является книга Мухтара Ауэзова «Абай жолы» (Путь Абая).
Вот как описывает автор ат үйрету, которое исполнял подросток Оспан, один из младших братьев поэта Абая:
«Не слушая табунщиков, советовавших ему сесть на смирную лошадь, он выбрал серого стригунка, которого только сегодня начали выезжать.
Конь этот давно занимал мальчика. Высокий и стройный серый стригун не знал узды. Он был выкормлен дикой кобылой, которая весь прошлый год не давала доиться. И стригун сосал ее второй год.
Он унаследовал всю дикость своей матери. Заметив недавно в табуне этого красавца, Оспан не давал покоя жигиту Масакбаю, который умел выезжать самых неукротимых лошадей. Нынче утром Масакбай согласился и поймал арканом бешено отбивавшегося коня.
Стригун оказался диким и злым. Он начал проделывать невероятные прыжки, чтобы освободиться:
бил задом, взвивался свечкой…
Оспан, с восторгом любовавшийся ловкостью джигита, сам вскочил на стригуна. Тот все еще не сдавался и, не желая подчиниться такому легкому и маленькому седоку, снова взвился и начал метаться, стараясь сбросить мальчика. Но Оспан был неумолим…
Тот начал опять свои выходки – бился, взвивался, кидался из стороны в сторону.
Оспан держался крепко, осыпал стригуна ударами, и сиял довольной улыбкой
Не сумев сбросить седока, конь неудержимо понесся вперед. Этого и ждал Оспан. Он начал изо всех сил хлестать скачущую лошадь.
– Аруах! Аруах! – кричал он во все горло… Но стригун и тут не смирился. Продолжая бешеную скачку, он не слушался узды, несся боком и наконец со всего размаха налетел на Такежана.
Дети всполошились и разлетелись в разные стороны. Оспан повернул стригуна и хотел было мчаться дальше, но конь, вобрав шею, завизжал, отпрыгнул и снова начал биться, то взвиваясь, то припадая к земле, как кошка.
Абай испугался за Оспана, но, взглянув на него, был поражен его бесстрашным видом
Большие глаза мальчика сверкали. Он наслаждался борьбой со стригуном и, видимо, не испытывал ни малейшей боязни. Казалось, ему хотелось, чтобы конь подольше не сдавался.
Перед Абаем был не озорной мальчишка, а опытный борец, который выдерживал тяжелую схватку. И когда конь, пытаясь освободиться, начинал беситься, метаться, взвиваться свечкой, мальчик мгновенно сковывал неожиданный прыжок животного.
Все невольно залюбовались необыкновенным единоборством».
Для казахов конь и сегодня является символом подвига, смелости и успеха.