18+
Нур-Султан
Сейчас
10
Завтра
25
USD
385.42
+0.26
EUR
424.58
-1.37
RUB
6
-0.01

Толерантность по-казахстански: как строилось межконфессиональное согласие?

402

Уникальная модель межрелигиозного согласия и диалога появилась в Казахстане не вчера — она формировалась веками культурного обмена на стыке цивилизаций.

Казахстанцы, КазахстанКазахстанцы, Казахстан

Об особенностях религиозной терпимости в казахстанском обществе рассказал Айдар Абуов, доктор философских наук, директор Международного центра культур и религий.

Истоки согласия

— Тема межконфессионального согласия в XXI веке стала чрезвычайно актуальной. Для ведения диалога должны быть условия в самой стране, и в Казахстане они есть. Наше государство находится на стыке цивилизаций и религий — ислама, христианства, буддизма. Все это в течение веков обусловило национальную толерантность. Народы, живущие на стыке культур, соприкасаются с другими культурами и у них вырабатывается чувство толерантности не только для выживания, но и для развития, и для культурного обмена. Великий Шелковый путь и другие факторы — все вместе наложили свой отпечаток, — отметил эксперт.

Он подчеркнул важную роль президента Казахстана, который сумел на основе этих традиций продолжить развитие общества.

С обретением независимости эту тему начал продвигать Нурсултан Назарбаев. Он изучил опыт других стран, согласовывал идеи с мировыми религиозными лидерами. Казахстан по праву является страной, которая может выдвинуть идеи межконфессионального диалога на международном уровне. Именно поэтому республика проводит съезды лидеров мировых и традиционных религий, — пояснил Абуов.

Эксперт напомнил, что у нас представители разных религий в тяжелые годы вместе переживали тяготы и лишения.

В Казахстане выработалась уникальная модель межрелигиозного согласия, создававшаяся веками. На этом пространстве вместе созидали, торговали, обменивались и мусульмане, и христиане, и иудеи.

Вместе они прошли коллективизацию, голод, ссылки, войны

В 30-е годы в одном вагоне ехали в сибирскую ссылку священники и муллы, в одном окопе люди молились по-разному. Это сплачивало казахстанцев, — считает Абуов.

На уровне самого народа

Эксперт отмечает, что тренд на укрепление сплоченности не прервался с обретением Казахстаном независимости.

Это продолжается и в настоящее время. Мы видим элементы, которых нет в других обществах: например, мусульмане строят здание христианской церкви, а христиане участвуют в отделке мечети. Такие вещи накладываются и определяют уникальность религиозного сосуществования. Представители разных религий помогали друг другу и были вместе и в радости, и в беде.

Госполитика сразу взяла курс на укрепление этих традиций

Так, была создана Ассамблея народа Казахстана. Религиозная политика закрепила статус равноправия всех религий перед законом и ни одна из них не выдвинута как основная. Политика направлена на то, чтобы сплачивать людей разных конфессий, но не вмешиваться в их религиозные чувства.

По определению эксперта, граждане Казахстана очень толерантны и терпимы к представителям разных конфессий, однако всегда остается простор для дальнейшего развития.

— Наверное, только у нас представители разных религий ходят друг другу в гости, проводят совместные мероприятия, христиане идут в мечеть, мусульмане — в церковь. Это не новшество, а дальнейшие шаги толерантности.

Само понятие «толерантность» — не затвердевшее, оно имеет разные ступени

Можно быть просто веротерпимым, а можно стоять и на высшей ступени толерантности и не просто поверхностно уважать другую религию, но вникнуть в ее сущность, осознать, что она тоже призывает к милосердию, согласию и общечеловеческим ценностям, — резюмировал Айдар Абуов.