18+
Нур-Султан
Сейчас
14
Завтра
8
USD
378.9
-0.03
EUR
422.74
-0.26
RUB
5.87
0.00

Светское государство не за отказ от религии, а за свободу совести

В чем неоспоримые преимущества светского государства, почему казахи издревле исповедовали либеральный мирный ислам и в чем прогрессивная роль новых поправок в законодательство о религии?

голубиИсточник — depo.ua

На эти вопросы специально для 365info.kz ответил исполняющий обязанности заведующего кафедрой философии и теории культуры Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова Павел Солощенко.

Светскость и плюрализм

— Является ли светское государство в сравнении с религиозным более эффективным в контексте социально-экономического развития?

— Безусловно, светская модель более эффективна, поскольку в рамках такого государства возможен более многосторонний взгляд на актуальные вопросы.

Светское государство позволяет гражданам более активно участвовать в решении насущных проблем

Также показательно, что стран, имеющих государственную религию, в мире намного меньше. Поэтому в этом смысле выбор Казахстаном светской модели сомнений не вызывает.

— Да и учитывая многоконфессиональность населения…

— Абсолютно верно. Так исторически сложилось, что на территории Казахстана ни одна из религий не имела какой-то ортодоксальной позиции, во все времена существовали определенные контексты. Ислам в Казахстане развивался отнюдь не в ортодоксальной форме, а с учетом местных особенностей и традиций.

— Связано ли это с особенностями хозяйственного уклада номадов?

— Очевидно, да. К тому же, в процессе своего распространения ислам стремился опираться на местные особенности.

Принятие народами ислама не означало кардинального разрыва с предшествующими культурными традициями

Напротив, можно говорить о том, что

благодаря ему какие-то традиции получали свое продолжение и развитие

Возьмем хрестоматийный пример: классические философские труды античности попали в Западную Европу из халифата, где были заново переосмыслены.

В этой связи понятно, что Казахстан как исторически сложившаяся территория кочевого хозяйства и кочевого образа жизни не мог полностью трансформироваться, восприняв особенности таких стран, как, к примеру, арабские.

Свобода совести — один из главных принципов

— Предлагаем теперь поговорить об обсуждаемых в парламенте законодательных поправках по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений. В числе прочего они предполагают запрет на ношение в общественных местах закрывающей лицо одежды и наделение местных исполнительных органов полномочиями по мониторингу религиозной обстановки. Насколько прогрессивны эти поправки, укрепят ли они светскость нашего государства?

— Опять же, здесь очень важно понимать, что речь идет не о попытках государства вмешаться в религиозную жизнь граждан или контролировать ее.

Речь идет об охране тех общечеловеческих ценностей, включая в первую очередь жизнь как главную ценность, в которых мы все заинтересованы

Речь о том, что определенные религиозные атрибуты могут быть небезопасны для всех, независимо от религиозной принадлежности.

Можно сказать, что поправки помогают охранять имеющиеся религиозные ценности от экстремистских радикальных течений.

Также очень важно понимать, что

светская модель государства — это не отказ от религиозных традиций

Напротив, она предполагает, что человек в соответствии с принципом свободы совести получает возможность исповедовать религию, которая ему по душе. Главное, чтобы его взгляды не были направлены против кого-либо, не подрывали безопасность, спокойствие и благополучие других граждан.

Таким образом, любой здравомыслящий человек согласится, что здесь какого-либо покушения на его религиозные взгляды нет.

Получив полномочия по мониторингу религиозной ситуации, местные исполнительные органы не будут ходить и мешать людям отправлять свои религиозные потребности. Они будут лишь контролировать обстановку на предмет уровня радикальности и экстремизма.