Нур-Султан
Сейчас
-5
Завтра
-14
USD
387
+0.11
EUR
429
+0.43
RUB
6.08
+0.01

Открытость Казахстана миру неизбежно скажется на семейных ценностях

1745
Фото: instagram.com/dinagul.tassova

Бюст как оружие массового поражения

Как показали ведущие декабрьские тренды соцсетей, самым мощным инструментом воздействия на массовое сознание в Казахстане является обнаженная женская грудь. А самыми обсуждаемыми персонами, соответственно те, кто эту грудь публике явил. Это Дина Тасова и юная блогерша Ширин Нарчаева.

Напомним вкратце фабулу двух скандальных публичных обнажений.

«Сплошной уят!» — Айнур Ниязова опубликовала обнаженное фото

Динагуль Тасова появилась на модном показе Fashion Night Astana в прозрачном платье на голое тело. Возможно, выход на подиум девушки в смелом наряде не вызвал бы столь бурную и негодующую реакцию в соцсетях, если бы не оказалось, что модель является депутатом молодежного маслихата столицы.

Но позже выяснилось, что такого выборного органа в составе столичного маслихата никогда не было, а под этим звучным названием скрывается некая НПО, члены которой самопровозгласили себя «депутатами». Однако к этому времени

громкий заголовок «Казахстанский депутат оголила грудь на подиуме» уже шагнул и в народ,

и в зарубежные новостные ленты.

Примечательно, что воображаемая выборная должность девушки и ее принадлежность к власть имущим многократно повысили градус общественного порицания. К привычному осуждению за уят (каз. — стыд, позор) примешалась изрядная доля сословной неприязни.

Что касается кейса Нарчаевой, тут обнажение было скорее условным, нежели буквальным. 18-летняя девушка разместила у себя на странице в Instagram фото топлес с прикрытой ладонями грудью и красивых национальных казахских украшениях.

Способность к поляризации

Трудно сказать, что так оскорбило высоконравственную общественность – сочетание в провокационном антураже невинного детского личика и дерзкой подачи или появление национальных женских украшений, которые должны символизировать чистоту и непорочность казахской девушки.

Однако на нее полились потоки грязи и оскорблений. В то же время нашлось немало одобривших смелость и непосредственность девушек, отметив их красоту.

Если блюстители морали и «уятмены» увидели в этих публичных обнажениях последнюю стадию нравственного разложения общества и признаки надвигающегося апокалипсиса традиционного мира, их оппоненты отстаивали право девушек на самовыражение, личную свободу и высмеивали «уятменов» за мракобесие и ханжество.

Таким образом, казахстанское общество вновь продемонстрировало свою способность к радикальной поляризации –

и не только по таким серьезным вопросам как, допустим, языковой, но и вокруг таких пикантных и безобидных на первый взгляд тем, как обнаженная женская грудь.

Впрочем, несмотря на кажущуюся несерьезность повода для дискуссии, в основе его лежит ключевой для казахстанского общества ценностный выбор.

Ш. Нарчаева. Фото: vk.com/go.cloud

Уязвимость уята

Нельзя не отметить некоторую слабость позиций уятменов: о том, что «сексуальная революция» давно свершившийся для казахского общества факт, свидетельствуют некоторые сайты и другие места обитания «девушек с пониженной социальной ответственностью».

При этом скандально заявившие о себе Динагуль Тасова и Ширин Нарчаева, отвечая своим хейтерам, продемонстрировали и наличие вполне оформившейся жизненной и гражданской позиции, и неприятие лицемерия традиционного общества.

Дина Тасова призвала оценивать ее образ с профессиональной точки зрения — как творчество и часть шоу

Нарчаева заявила в ответном видео, что уят, по ее мнению, это чиновники, ворующие у народа, неграмотность, застоявшаяся экономика и отсталость культуры и народа.

Вторичная эмансипация

Вероятно, пришла пора рассматривать эти и другие похожие уят-скандалы не как единичные примеры девиантного поведения, а как одну из граней общественной тенденции, которую можно охарактеризовать как вторичную эмансипацию казахской женщины.

Другими ее проявлениями можно назвать манифестируемое молодыми девушками-казашками право выбирать партнера по браку другой национальности.

Этот бунт против матримониальных условностей отражается и в сюжетах, и в названиях современных казахстанских фильмов, и в многочисленных статьях и блогах на эту тему.

Путеводитель по уят-местам Казахстана: заметки психиатра

Еще одно последствие этой тенденции – рост числа разводов. Помимо негативного аспекта, в этом явлении есть и позитив. Во-первых, это свидетельствует об определенном уровне экономической независимости женщин.

Во-вторых,

современная казахстанская женщина больше не готова мириться с плохими условиями брака из-за страха,

что развод позором ляжет на ее семью и станет для нее клеймом на всю жизнь.

Отгородиться невозможно

Право ходить топлес по подиуму и позировать на фото в чем мать родила – это тоже одна из граней личной свободы, которую стремится отвоевать у социума поколение модернизированных казашек.

Что же, у любого самого прогрессивного явления есть как розы, так и шипы. Ведь одной из иллюзий, которыми тешило себя общество три десятилетия назад, это возможность с обретением независимости отгородиться от чуждых культурных влияний.

А также возродить идеализируемый патриархальный уклад традиционного казахского общества, где мужчина, как глава семейства и рода, пользуется соответствующими привилегиями, а женщина выступает хранительницей очага и блюстительницей традиций.

Однако оказалось, что

в глобализирующемся мире отгородиться от культурных влияний невозможно

и что открытость Казахстана миру неизбежно скажется и на общественных и семейных ценностях, и на взаимоотношениях полов.

© «365 Info», 2014–2019 [email protected], +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter