Несмотря на усилившийся тренд по возвращению к корням, казахстанское общество не может игнорировать глобальные культурные веяния. Недавние так называемые «уят-скандалы» отчетливо это показали.
Как показали ведущие декабрьские тренды соцсетей, самым мощным инструментом воздействия на массовое сознание в Казахстане является обнаженная женская грудь. А самыми обсуждаемыми персонами, соответственно те, кто эту грудь публике явил. Это Дина Тасова и юная блогерша Ширин Нарчаева.
Напомним вкратце фабулу двух скандальных публичных обнажений.
«Сплошной уят!» — Айнур Ниязова опубликовала обнаженное фото
Динагуль Тасова появилась на модном показе Fashion Night Astana в прозрачном платье на голое тело. Возможно, выход на подиум девушки в смелом наряде не вызвал бы столь бурную и негодующую реакцию в соцсетях, если бы не оказалось, что модель является депутатом молодежного маслихата столицы.
Но позже выяснилось, что такого выборного органа в составе столичного маслихата никогда не было, а под этим звучным названием скрывается некая НПО, члены которой самопровозгласили себя «депутатами». Однако к этому времени
громкий заголовок «Казахстанский депутат оголила грудь на подиуме» уже шагнул и в народ,
и в зарубежные новостные ленты.
Примечательно, что воображаемая выборная должность девушки и ее принадлежность к власть имущим многократно повысили градус общественного порицания. К привычному осуждению за уят (каз. — стыд, позор) примешалась изрядная доля сословной неприязни.
Что касается кейса Нарчаевой, тут обнажение было скорее условным, нежели буквальным. 18-летняя девушка разместила у себя на странице в Instagram фото топлес с прикрытой ладонями грудью и красивых национальных казахских украшениях.
Трудно сказать, что так оскорбило высоконравственную общественность – сочетание в провокационном антураже невинного детского личика и дерзкой подачи или появление национальных женских украшений, которые должны символизировать чистоту и непорочность казахской девушки.
Однако на нее полились потоки грязи и оскорблений. В то же время нашлось немало одобривших смелость и непосредственность девушек, отметив их красоту.
Если блюстители морали и «уятмены» увидели в этих публичных обнажениях последнюю стадию нравственного разложения общества и признаки надвигающегося апокалипсиса традиционного мира, их оппоненты отстаивали право девушек на самовыражение, личную свободу и высмеивали «уятменов» за мракобесие и ханжество.
Таким образом, казахстанское общество вновь продемонстрировало свою способность к радикальной поляризации –
и не только по таким серьезным вопросам как, допустим, языковой, но и вокруг таких пикантных и безобидных на первый взгляд тем, как обнаженная женская грудь.
Впрочем, несмотря на кажущуюся несерьезность повода для дискуссии, в основе его лежит ключевой для казахстанского общества ценностный выбор.
Нельзя не отметить некоторую слабость позиций уятменов: о том, что «сексуальная революция» давно свершившийся для казахского общества факт, свидетельствуют некоторые сайты и другие места обитания «девушек с пониженной социальной ответственностью».
При этом скандально заявившие о себе Динагуль Тасова и Ширин Нарчаева, отвечая своим хейтерам, продемонстрировали и наличие вполне оформившейся жизненной и гражданской позиции, и неприятие лицемерия традиционного общества.
Дина Тасова призвала оценивать ее образ с профессиональной точки зрения — как творчество и часть шоу
Нарчаева заявила в ответном видео, что уят, по ее мнению, это чиновники, ворующие у народа, неграмотность, застоявшаяся экономика и отсталость культуры и народа.
Вероятно, пришла пора рассматривать эти и другие похожие уят-скандалы не как единичные примеры девиантного поведения, а как одну из граней общественной тенденции, которую можно охарактеризовать как вторичную эмансипацию казахской женщины.
Другими ее проявлениями можно назвать манифестируемое молодыми девушками-казашками право выбирать партнера по браку другой национальности.
Этот бунт против матримониальных условностей отражается и в сюжетах, и в названиях современных казахстанских фильмов, и в многочисленных статьях и блогах на эту тему.
Путеводитель по уят-местам Казахстана: заметки психиатра
Еще одно последствие этой тенденции – рост числа разводов. Помимо негативного аспекта, в этом явлении есть и позитив. Во-первых, это свидетельствует об определенном уровне экономической независимости женщин.
Во-вторых,
современная казахстанская женщина больше не готова мириться с плохими условиями брака из-за страха,
что развод позором ляжет на ее семью и станет для нее клеймом на всю жизнь.
Право ходить топлес по подиуму и позировать на фото в чем мать родила – это тоже одна из граней личной свободы, которую стремится отвоевать у социума поколение модернизированных казашек.
Что же, у любого самого прогрессивного явления есть как розы, так и шипы. Ведь одной из иллюзий, которыми тешило себя общество три десятилетия назад, это возможность с обретением независимости отгородиться от чуждых культурных влияний.
А также возродить идеализируемый патриархальный уклад традиционного казахского общества, где мужчина, как глава семейства и рода, пользуется соответствующими привилегиями, а женщина выступает хранительницей очага и блюстительницей традиций.
Однако оказалось, что
в глобализирующемся мире отгородиться от культурных влияний невозможно
и что открытость Казахстана миру неизбежно скажется и на общественных и семейных ценностях, и на взаимоотношениях полов.