К воспитанию дочерей казахи относились с особенной нежностью и заботой. Эти чувства отражены во многих пословицах, песнях и традициях. Об одной из них — «Жеңгетайлық» — мы расскажем в этой статье.
С детства малышки слышат: «Қыз жат жұрттық» (Девушка принадлежит чужим); «Жол мұраты жету, қыз мұраты кету» (Цель пути — дойти, цель девушки — выйти замуж).
Воспитание девочки лежало на плечах бабушки, матери и всех женщин аула. До сих пор одной из часто повторяемых в обществе поговорок является такая: «Қызға қырық үйден тыйым» (Девушке в сорока домах присмотр нужен).
К воспитанию будущих невест относились с особой ответственностью. Девушка на выданье всегда была лицом не только семьи, но и всего рода.
За юной красавицей традиционно присматривала сноха, жена старшего брата,
Старшие в семье называли ее келін, младшие — жеңге, жеңгей, жеңеше.
Младшие сестры и братья мужа всегда относятся к жеңге с особой теплотой и нежностью. Жеңге была для своей қайын сіңлі (золовка) подругой и наставницей, никогда не называла по имени, обращаясь к ней ласково «еркемай», «еркежан» (моя нежная).
Особенно доверительные отношения были у жеңге с младшими сестрами мужа, только ей девушки доверяли свои секреты
Статус жены старшего брата отразился и в пословицах: «Жеңге мила, если в доме есть девушка», «Тайны девушки знает только жеңге». Бывало, что жеңге сама знакомила свою подопечную с достойным на ее взгляд джигитом. Такое знакомство у казахов называется жеңгетайлық.
Жеңге была «почтальоном», доставлявшим письма влюбленным, и посредницей, помогавшей организовать встречу будущим жениху и невесте.
Влюбленный джигит старался наладить хорошие отношения со снохой своей возлюбленной, действуя обычно через своего друга. Если же тот жил в ауле девушки, это значительно упрощало дело, ведь ему было легче встретиться с жеңге девушки и попросить ее о помощи.
Одним словом, между женихом и невестой жеңге выполняла посредническую функцию
в предсвадебных, свадебных и послесвадебных мероприятиях, за что получала подарки. Бывало так, что она же устраивала свидания молодых, при этом охраняла свою қайын сіңлі и под утро незаметно приводила ее домой.
Бывало и так, что джигит не мог заплатить калым и уже засватанная девушка убегала со своим влюбленным.
В этом случае вся вина ложилась на жеңге: ее обвиняли в том, что она не усмотрела за қайын сіңлі
Многие казахские девушки носят имя Тогжан. Особенно популярным оно стало после выхода романа-эпопеи «Абай жолы» («Путь Абая») Мухтара Ауэзова. Роман был посвящен жизни великого казахского поэта Абая, первую любовь которого звали Тогжан.
В романе описывается, как жеңге по имени Карашаш помогает Абаю встретиться с Тогжан:
«За несколько дней Ербол стал самым близким другом Абая, который раскрыл ему тайну своего сердца.
– Передай эти песни Тогжан, – просил он Ербола.
Ербол выучил наизусть все песни Абая и, пообещав своему другу, что передаст их Тогжан, уехал в свой аул.
Абай мечтал только об одном – увидеться с Тогжан наедине и хоть несколькими словами перекинуться с нею. Его поручение было выполнено через трое суток, показавшихся Абаю бесконечными.
Ербол вернулся в Жидебай и увел друга в Чингиз, прямо в Верблюжьи горбы. Оказалось, что он во все посвятил Карашаш – жеңге Тогжан, жену Асылбека. Он пересказал ей все песни, которые Абай посылал своей любимой как салем. Карашаш была очень дружна с Тогжан.
Сперва она наотрез отказалась быть посредницей в свидании, но песни Абая подействовали на нее
К тому же Ербол был необычно красноречив, настойчив и умел добиваться своего. Вдвоем с Карашаш они пересказали Тогжан все песни Абая, и та согласилась на встречу.
Взволнованный и нетерпеливый, Абай даже не заметил, как они доехали до Верблюжьих горбов. Когда начало смеркаться, оба джигита добрались до аула Ербола, расположенного в кольце гор.
…Абай с учтивым салемом переступил порог богато обставленной комнаты, Карашаш стояла возле кровати, а Тогжан сидела на полу на разостланном одеяле. Пол был устлан ковром, а стены завешаны пестрыми кошмами и шелковыми покрывалами. Белая шелковая занавеска наполовину отгораживала высокую кровать с костяными украшениями.
Абай поздоровался, Карашаш учтиво подошла к нему, сняла с него малахай и развязала пояс.
Тогжан была сильно смущена. Она еле слышно ответила на приветствие Абая и вся залилась румянцем, но румянец поминутно сменялся бледностью.
Горячая кровь, не умеющая хранить тайны, выдает все, что скрывает душа – волнение сердца, стыд, боязнь и надежду
Ерболу не хотелось стеснять друзей.
– Ну, я пойду на тот берег и буду возле коней, – сказал он.
Абай в знак согласия только молча кивнул головой.
Карашаш вышла приготовить чай и больше не возвращалась.
…Долгий вечер связал два молодых сердца крепкими узами. Они ничего не требовали друг от друга: только видеться, только говорить… Это было их первое свидание.
Разговор не прерывался. Казалось, словами они утоляли давнюю жажду и не могли напиться
Карашаш вернулась под утро. Обходительная жеңге проводила Абая через темные сени до выхода.
– Ну, дорогой мой, – сказала она ему,– недолго нам удалось побыть вместе. Но ты мог убедиться, что здесь у тебя друзья, которые дышат одним дыханием с тобою… Не забывай нас!.. Только осторожней переправляйся через реку! Хош!
…Абай взял ее обе руки:
– Женешетай, никогда не забуду! Умру, но не забуду всего, что вы сделали для меня, – ответил он и не спеша вышел.
Дикий рев ледохода донесся до его слуха, но Абай, казалось, не слышал его. Мысли его были все еще там, с этими удивительными людьми, с которыми он только что простился. Он жил неизъяснимой радостью и задыхался, переполненный их красотой и светом, вспоминая трогательную чуткость Карашаш и нежную обаятельную Тогжан».
Традиция «Жеңгетайлық» не забыта и в наше время. Молодые влюбленные и сегодня обращаются за помощью к жеңге-снохам, которые всегда готовы прийти на помощь.