Украшенная елка — едва ли не главный символ Нового года. Но каковы корни этой традиции и как она закрепилась на территории СНГ?
Есть две версии — светская и религиозная.
Итак, версия религиозная. Елка — это олицетворение райского дерева, а игрушка — запретный плод, который сорвала Ева… звучит бредово, да? Вот и я так думаю.
Версия светская. Традиция берет истоки у германского праздника Йоль, посвященного дню зимнего солнцестояния. В этот день люди украшали дубовые или еловые поленья, чтобы потом их… сжечь. Гори-гори ясно, да?
Вообще, доподлинно неизвестно, кто додумался первым наряжать елку на Рождество (до Нового года еще доберемся, не переживайте!), споры об этом не утихают до сих пор.
Да что там споры — дипломатические скандалы! Несколько лет назад Латвия и Эстония не могли придти к соглашению, в каком городе обычай ставить на площади ель появился раньше.
Хотя есть все-таки сведения о том, что еще в XVI веке Мартин Лютер устраивал у себя дома праздники, где это хвойное дерево было главным атрибутом. Легенда гласит, что однажды Мартин увидел, как на его макушку упала звезда, и счел это знаком свыше.
Так или иначе, но уже к XVII в. рождественское дерево стало привычным атрибутом в германских семьях. Разве что в иных домах елку подвешивали вверх тормашками — так она символизировала лестницу, спущенную с небес.
К 1760 году новогоднее дерево добралось до Великобритании, в 1819 ее начали украшать в Будапеште, а в 1820 — в Праге.
Ну а теперь ближе к нашим краям и Новому году.
В 1699 году Петр I ввел в Российской Империи юлианский календарь, а значит, празднование Нового года перенеслось с 1 сентября на 1 января. Кроме того, в документе было предписано, как следует отмечать Новый год — с обильным угощением, фейерверками и, что самое главное, украшением дома ветвями хвойных деревьев.
Это был первый шаг.
Сама елка в Российской Империи прижилась несколько позднее, примерно в первой половине XIX века. Впервые в императорском дворце ее поставили 24 декабря 1817 года. Новшество переняла местная аристократия. Кстати, в первое время дерево не украшали, лишь укрепляли на нем свечи, которые зажигались дважды — на сочельник и Рождество (да дойдем мы до Нового года, дойдем).
Кстати, эта мода побудила коммерсантов начать активную торговлю лесными красавицами, тем более, что богатые люди с детским азартом соревновались, у кого ель выше, гуще и красивее.
Надо отметить, что православное духовенство было против такой традиции, называя ее языческой. Но безуспешно. Иронично, что сейчас елка является одним из символов христианского праздника, не правда ли?
Со временем монархии пришел конец. В первые годы после революции никаких мер по запрету новогодних елей не принималось — сами понимаете, было не до того.
Но ситуация поменялась в 1929 году, когда в партийной прессе празднование Рождества было официально осуждено. Вместе с ним осудили и «поповский обычай» украшения елки (и вновь — какая ирония), который отравлял деток «религиозным ядом».
Но как оказалось, взгляд на эту традицию у Советской власти был непостоянным. В 1935 году товарищ Сталин решил, что елку детям нужно возвращать, а партийный чиновник Постышев выступил в «Правде» с заметкой, в ней укорялись те, кто «ославил детское развлечение как буржуазную затею».
Забавно, заметка вышла в декабре и всего за несколько дней по всей стране были организованы мероприятия с елками, а также налажено производство елочных игрушек.
Разумеется, новая советская елка никак не должна была ассоциироваться с Рождеством — звезда из голубой стала красной, лучей поубавилось (было семь — стало пять), а игрушки из ангелов и херувимчиков превратились в самолеты, автомобили, а затем в фигурки Деда Мороза и Снегурочки…
И вот собственно с тех самых времен особых изменений в украшении новогодней красавицы не было.
Ну а в следующий раз мы расскажем вам историю появления Деда Мороза и его внучки. И самое главное, как они попали в наши края…