Рассказывание сказок — ертегі — одна из самых древних казахских народных традиций. Сказывались сказки не только ради развлечения, но являлись и способом воспитания детей.
Об одном таком сказочнике написал Бронислав Залесский (1820-1880), революционер, участник польских национально-освободительных восстаний. В годы ссылки он много писал о казахском народе и его обычаях, неплохо рисовал.
Вот что пишет Залесский:
«Мурзакей был очень бедным байгуши, но своими сказаниями заработал стадо баранов и заслужил уважение. У Мурзакея широкий лоб и добрая улыбка, он молод и говорил, что слышал эти сказки еще от стариков, которые их рассказывали их так же, как и он».
Далее автор приводит «Сказку о батыре Шора», «Сказку о Когулев качестве примера», которые ему поведал Мурзакей.
Приведем небольшой отрывок из сказки о Когуле, который Залесский записал из уст Мурзакея:
«Нет у человека могущества на небе без Бога, а силы на земле без хорошего коня.
Жил-был когда-то один казах по имени Бурыскей. Много было у него коней и баранов. И всего бы ему хватало, если бы Бог не отказал ему в детях. Уже старость приближалась, а детей все не было…
Однажды Бурыскей загрустил, что старится без потомства, и решил посетить святые места, надеясь, что сумеет вымолить себе сына.
Он сделал себе железные башмаки, взял в руки железную палку и пустился в путь. Шел он и шел… может десять лет, а может больше.
Шел так долго, пока не износились железные башмаки, пока от длинной палки не осталась только рукоять».
Сказка заканчивается тем, что у Бурыскея родился сын Когул, дочь Ханысбек и что жили они долго и счастливо.
Залесский приводит заключительные слова сказочника:
«Старые люди рассказывают, – прибавил Мурзакей, – что все это, безусловно, истинная правда, и все эти события произошли в степи. Я не видел этого сам, но нужно верить тому, что рассказывают старики».
Народные сказки рассказывали и поэты. Например, акын Майлыходжа Султанходжаулы поведал собирателю казахского фольклора Абубакиру Диваеву сказки «Три мудрых совета», «О глупости», «Похождение одной лисицы», «Волк и лисица», «Лисица и ворона», народную повесть-сказ «Жиренше».
Казахи отличаются огромной любовью к детям, никто не мог отказать малышам в их просьбе рассказать сказку.
Сказки для детей были первым знакомством с огромным миром, Вселенной
Казахские книжные издательства часто выпускают книги сказок. Так, в 1988 году «Жазушы» выпустило 4 тома, где представлены 259 казахских народных сказок. Многотомник открывает обширное научное предисловие великого писателя Мухтара Ауэзова, которое занимает более 50 страниц.
В книге воспоминаний «Высокий дар призвания» народный артист РК Каукен Кенжетаев рассказал, как они с братом Шакена Айманова в детстве слушали сказки, которые вечерами рассказывал сосед Кокыш.
«Дюсенбай, Кокыш и Толеу были детьми Пусырмана. Они стали для нас не только соседями, но и самыми близкими людьми. Тяжелым трудом зарабатывали на жизнь: валили лес в горах и спускали бревна.
Когда же они, уставшие, наконец ложились отдыхать, мы с Шакеном подползали ближе к Кокышу и начинали его тормошить:
– Сказку расскажи…
Кокыш не умел так мастерски рассказывать сказки, как его брат Дюсембай. Но отделаться от Шакена было непросто и после недолгих уговоров Кокыш сдавался.
… Давным-давно в ущелье Акбеттау и Ушшошак бил из земли источник, в народе его называли Оленьим. Рядом с ним рос большущий тополь. Словами не описать, до чего он был огромен… Так вот, был этот тополь всем тополям тополь. Макушкой доставал до неба, а ствол его был таким толстым, что даже мы с Таттибаем не могли обхватить.
…Вдруг все потемнело. Черные тучи поползли по небу. Подул ветер. Кругом засвистело, зашумело. Поднялась буря. Сильный ветер сгибал вершину тополя как былинку, до самой земли. Пошел ливень, повалил снег…
Ну и чудеса! …На самой вершине тополя сидит птица Самруг. Вершина дерева согнулась под тяжестью птицы-великана… Чтобы не соврать, была она больше верблюда, а размах крыльев – если наши с Таттибаем кулаши (мера длины, расстояние между раскинутыми руками) сложить вместе – так таких пять будет. На толстенной шее у нее вместо одной две головы, и каждая смотрит в разные стороны.
Из раскрытого клюва Самруг полыхало огнем. А глазища – каждое величиной с огромный казан, в котором коня целиком сварить можно. Она была такой уставшей, видно издалека летела и выбилась из сил. Как только присела на тополь, сразу же уснула.
Буран начинался от взмаха крыльев ее. А снег и дождь, – Кокыш было задумался, – это были ее слезы…
Мы боялись шевельнуться от страха и восторга.
– Ну, ребята, теперь эта Самруг от нас никуда не денется. Она очень устала, до утра спать будет. Давайте и мы поспим, завтра продолжим, – и Кокыш обрывал рассказ…
А мы еще долго не могли заснуть. Образ вещей Самруг летел над нами. Так хотелось взлететь с ней высоко-высоко, под самые облака, чтобы дух захватило. Хотелось совершить какой-нибудь геройский поступок, спасти, как Ер Тостик, птенцов сказочной Самруг от кровожадного дракона, снести острой саблей драконью голову. И чтобы птица в благодарность за спасение своих птенцов подняла нас на вершину Акбеттау. Оттуда, говорят, можно увидеть всю нашу землю».
Казахи чтят эту традицию и рассказывают своим детям сказки. Это жанр и сегодня занимает свое достойное место в духовной жизни нашего общества.