Необходимость нового взгляда на историю, о которой упомянул Нурсултан Назарбаев в статье «Семь граней Великой степи», нужна для того, чтобы Казахстан не пошел по архаическому пути, считает политолог Эдуард Полетаев.
В истории разные государства по-разному решали вопрос идеологической консолидации общества. Многие конструировали образ внешнего врага. Казахстан пошел другим путем — статья главы государства
«7 граней Великой степи» отвечает на духовный запрос общества, объединяя его через позитивное постижение своей истории
Статья главы государства Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» отражает знаковую тенденцию. Начиная с конца XX века
на постсоветском пространстве особую актуальность приобрел необычайно возросший интерес к истории и социальной памяти
Также наблюдается рост самосознания личностей, народов и государств.
Это в первую очередь связано с тем, что ускорение, многовекторность и многообразие процессов, идущих в современном мире, делают более значимой стабильность традиционных социокультурных категорий.
Если в начале и середине 20 века индустриализация многих стран сопровождалась частичным или полным отказом от ряда исторических ценностей, якобы мешающих социальным и экономическим преобразованиям, то
в настоящее время большое внимание уделяется традиционным пластам сознания как одному из способов идентичности
Об этом еще на рубеже тысячелетий писал французский философ Жан Бодрийяр в своей работе «Соблазн».
Мировое сообщество, в том числе и Казахстан как его неотъемлемая часть, уже созрело для получения серьезной и увлекательной информации. На нее имеется большой спрос, судя по популярности так называемого научпопа в литературе и публицистике, количеству просмотров таких научно-популярных каналов, как Discovery и ряда других (где, кстати, уже выходили передачи и документальные фильмы, посвященные достижениям, упомянутым в статье Нурсултана Назарбаева).
При этом современная историческая мысль забирается на новые высоты
Историки работают не только с очередными массивами источников, но и осваивают современные технологии, как, например, новый тип источника информации — электронный.
Предложения президента, являющиеся новыми компонентами программы «Рухани жаңғыру», характеризуют уникальность концепции национальной модернизации страны, которую смогли предложить идеологи власти.
Тем самым был найден тонкий баланс между традиционалистами и модернизаторами
Необходимость позитивного взгляда на историю, о которой упомянул Нурсултан Назарбаев, нужна для того, чтобы Казахстану не уйти в архаический путь. Взамен предложена современная модель прогрессивного развития страны с учетом ее исторических и культурных особенностей.
В этом плане в статье президента не случайно внятно объясняется читателям
важность гуманитарного знания и необходимость движения вперед и нацеленности своего развития на будущее
Это путь честного диалога с населением.
Одним негативом жить нельзя. Несмотря на трагические страницы истории, в статье главы государства
даже намека не прозвучало на наличие неких недругов народа Казахстана
Поэтому идеологемы, содержащиеся в статье, выигрышно отличают ее (как и программу «Рухани жаңғыру» в целом) от разных традиционных и апробированных временем моделей, которые используют некоторые идеологи от власти для конструирования общественного мнения или формирования определенных настроений у населения.
В исторической ретроспективе широко известны стратегии создания образа внешнего врага и (или) продвижения особого пути развития. Как правило, они применяются для мобилизации общественной поддержки в условиях разного рода кризисных ситуаций, а также принятия каких-либо непопулярных политических решений.
И в настоящее время многие страны активно используют такие стратегии.
В Казахстане же «7 граней Великой степи» — это своя уникальная история без врагов
Целеполагание и приверженность к созданию и реализации стратегий — это важные ресурсы управления Казахстаном, своего рода фирменный стиль. Осознание властью и обществом важности задач самоопределения и самоидентификации выступило катализатором в изучении роли страны в современной истории и стратегии модернизации общественного сознания. То есть
знание прошлого выступает с целью постоянного совершенствования в настоящем
В этой связи 6 крупных новых проектов, объявленных президентом в своей статье, становятся «визитными карточками» страны.
По данным Всемирной туристской организации UNWNTO, культурный туризм растет беспрецедентными темпами и составляет сегодня примерно 40% от объема мирового туризма. Кстати, именно развитию туризма был посвящен недавно состоявшийся в Петропавловске XV Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России.
За последние десятилетия различные культурные и исторические проекты не только продемонстрировали свои возможности по формированию идентичности городов, регионов и стран, привлечению туристов, но и приобрели политическое влияние.
Возьмем в качестве примера предложенный проект Музея древнего искусства и технологий Великой степи. Одно из направлений деятельности по достижению стратегических целей ЮНЕСКО должно способствовать усилению социальной и образовательной роли музеев как базового культурного института общества.
Музеи – это не только носители и хранители историко-культурной памяти и знаний. Они призваны формировать нравственные, гуманистические установки людей, являются одним из инструментов построения общества знаний, основанного на понимании роли наследия в нашей жизни.
Важно только в отражениях истории не спутать гордость и гордыню
Многие страны небезосновательно гордятся именно своей историей. Казахстанцам же не надо забывать, что гордыня — это грех, а гордость – это не противопоставление себя другим, а сопутствующее развитию положительное чувство.