Американские эксперты Колин Кларк и Ариан Табатабай из Совета по международным отношениям прогнозируют политическую перетряску всего Ближнего Востока с уклоном Турции в сторону союза с Ираном.
В октябре администрация Трампа раскрыла новые стратегические приоритеты в Сирии – сдерживание Ирана, в частности, в виде уничтожения бойцов и инструкторов этой страны. Последовавшее убийство Хашогги стало еще одним потрясением для региона и только усилило процесс смены геополитических приоритетов некоторых государств.
Россия и Китай сообща рушат демократию – американские эксперты
В регионе давно наблюдается борьба как местных, так и внешних игроков
В течение десятилетий между собой боролись Иран, Ирак, Израиль и Саудовская Аравия с Турцией. Причем на фоне последовательного вмешательства в дела региона со стороны России, Великобритании и США.
До недавнего времени США и их региональные союзники в лице Израиля, Турции и большинства стран Персидского залива работали на сдерживание Ирана.
Сегодня Турция все больше склоняется к позициям России и Ирана
Причин, по которым Анкара меняет внешнеполитические ориентиры, несколько. Сюда, конечно, можно включить концентрацию власти в руках Эрдогана, сворачивание либерального и светского режима общественной жизни, что приближает Турцию к модели власти, свойственной Ирану и России. Во внешних делах сформировался курс на региональное лидерство в исламском мире.
Саудовская Аравия — точнее, ее правящий дом — для Турции является прямым конкурентом
Дело Хашогги конкурентные отношения двух стран только обострило.
Если бы Запад понимал ментальность политики России, то не вводил бы санкции — эксперт
Все это происходит на фоне недавнего очередного обострения в отношениях Саудовской Аравии и ее союзников с Катаром, который был подвергнут санкциям и изоляции. Об историческом противостоянии Саудовской Аравии и Катара, в прошлом верного вассала саудитов, надо говорить отдельно.
Тогда Анкара поддержала Иран, который поддержал Доху. Последняя считается стороной, поддерживающей ДАИШ (международная террористическая организация, запрещена в Казахстане) и «Братьев-мусульман».
Еще до кризиса у Анкары и Дохи сложились хорошие экономические отношения: страны подписали протокол о военном сотрудничестве, а Турция в 2015 году основала в Катаре военную базу.
Сегодня американские эксперты-политологи едины во мнении, что
Иран и Россия представляются для Турции более предпочтительным военным партнером, нежели НАТО
Особенно в связи с Сирией, где США и саудиты коллективно преследуют свои цели и задачи, включая сдерживание Ирана.
Турция может жеманничать с русскими, пока у нее за спиной НАТО – эксперт
Одним из самых интересных мнений в этом сообществе является то, что Анкара, жизненно заинтересованная в стабилизации Сирии, привыкает к мысли, что для этого Асад должен остаться на своем посту. И это совпадает с интересами России и Ирана. Тем паче, что в Сирии иранский спецназ и ВКС России совместно отработали уже много целей, укрепляя Асада и свое региональное влияние.
В Сирии Турция преследует курдов, а не ДАИШ. Иран имеет большие возможности влиять на ситуацию с сирийскими курдами, чем США и НАТО. Иран, как и Турция, чувствует себя под серьезным ударом в связи с растущей активностью и влиянием курдов в Сирии. И если курды отделятся от Сирии, страна расколется, а это выплеснется на Иран и Турцию.
Тем временем у России, Ирана, Турции и Сирии есть время поддерживать свои контингенты в оперативном состоянии, добивая остатки ДАИШ
Эрдоган, как утверждает американское экспертное сообщество, поддерживает связь с группой Тахрир аль-Шам, которая связана с Аль-Каедой и насчитывает 10 тыс. бойцов, оперируя преимущественно в Сирии. Ее он намерен бросить на отряды народной самообороны курдов (YPG), считая, что они выросли в своем могуществе благодаря помощи США и саудитов.
Любопытные выводы делают американцы, понимающие, что Турция меняет внешние ориентиры и уже во внутренних делах отошла от модели Ататюрка. Они полагают, что сегодня Турция находится в самом выигрышном положении на Ближнем Востоке. Отсюда стремление стать лидером исламского мира на фоне падающей репутации Саудовской Аравии за связи с Израилем и кровавую войну в Йемене.
Экономическая война затронет весь мир — прогноз
При этом, как говорят американские эксперты, Анкара играет на обе стороны конфликта,
чтобы обеспечить себе сбалансированное положение в будущих переговорах о будущем Сирии. Вашингтон признает, что Анкара ему нужна для реализации своей стратегии в Сирии. При этом переориентирование внешней политики Анкары негативно повлияет на стратегию США в Сирии и в целом во всем регионе.
Когда информация об убийстве Хашогги просочилась в СМИ, саудиты перечислили США $100 млн для стабилизации Сирии
Американское экспертное сообщество делает неутешительные для Саудовской Аравии выводы: данные «инвестиции» не обеспечат стране выхода из ситуации, но средств может быть достаточно, чтобы на некоторое время поддержать отношения.
Мир после гегемонии США: новый виток развития или все пропало?
Однако это не поможет предотвратить формирование в регионе новой триады в лице России, Турции и Ирана
Сегодня их объединяет Сирия, завтра они укрепятся и полностью переориентируют весь регион, что повлечет за собой большие проблемы для США.