Мировые аналитики предвещают очередной экономический коллапс из-за противостояния двух титанов. Главный вопрос — когда это произойдет и кто больше всех пострадает?
На днях министр экономики Франции Брюно Ле Мэр заявил о том, что избежать новой холодной войны возможно только через реформу Всемирной торговой организации.
«Настоящий риск заключается в том, что мы вступаем в эпоху новой «холодной войны», на этот раз между Китаем и Соединенными Штатами […], что станет экономическим самоубийством для всего мира», — заявил министр во время конференции на форуме ВТО в Париже, где он также назвал коммерческую войну между двумя державами «большой глупостью».
Ле Мэр также отметил, что Всемирная торговая организация пребывает в состоянии «консенсусного паралича», который мешает ей работать и обеспечивать соблюдение правил международной торговли.
Мы опросили известных экономических аналитиков о грядущих проблемах в мировой экономике и чем они опасны для Казахстана.
По словам ведущего аналитика консалтинговой компании «Эксперт плюс» Марии Сальниковой, в 2019 году вероятность мирового финансового кризиса невелика.
— Замедление экономического роста ведущих экономик — да, предвидится. Это реалистичный сценарий и базовый. Развивающиеся и нефтезависимые страны, к которым относится и Казахстан, также будут в состоянии стагнации, — полагает эксперт. — Политические перипетии возможны, что тоже является частью угрозы экономическому развитию всех стран. Причем политические кризисы как внутреннего характера, так и внешнего. По части Казахстана отметим, что
2019 год является предвыборным, а значит, бизнес и население может продолжить тренд на вывод средств из страны
То есть для Казахстана в первую очередь фокус должен идти не на внешние факторы, а на внутренние. Возвращаясь к первоначальному вопросу, отметим, что значительного безвозвратного кризиса в мире не ждем. Монетарная политика Америки на 2018 год была довольно определенной и понятной.
В перспективе 2019 года, несмотря на то что главой Федрезерва является доверенное лицо президента Трампа и несмотря на то что Трамп намерен удерживать курс на демонстрацию сильной экономики, в июне 2019 года уже назначена исследовательская конференция и ряд других мероприятий. Они проведут резервные банки в составе Федеральной резервной системы с целью решения вопроса о целесообразности дальнейшего повышения ставки.
Как отмечается в официальной документации, в середине следующего года чиновники ФРС планируют обсудить полученные предложения.
То есть до середины года угроз со стороны высокой стоимости американских заимствований не предвидится
Отдельно стоит выделить фактор политического и экономического давления со стороны отношений Китая и США. Логично, что Вашингтон будет ухудшать отношения с Китаем, поскольку он главный экономический и торговый конкурент США.
Такая обстановка будет провоцировать укрепление отношений Китая с другими странами. Возможен и переход на расчеты в национальных валютах, поиск новых путей партнерства с целью ликвидации США из цепочки зависимости.
А это создает угрозу: США попробуют через год провести в Казахстане сценарий, как на Украине
В период политической слабости возможны перевороты. То есть для Казахстана, для его среднесрочного будущего, стоит заботиться не о вопросах ставки ФРС США или китайском потреблении, а о внутренних политических факторах и следить за внешними манипуляторами.
Глава ARUM Capital Екатерина Серединская считает, что поводом для беспокойства развивающихся экономик должна быть дешевая валюта, которой наводнили мир США и Евросоюз.
— Уже давно экспертами обсуждается высокая вероятность возникновения очередного глобального кризиса в ближайшее время, — говорит эксперт. — Основной предпосылкой может стать политика, проводимая США и ЕС после 2008 года.
Тогда в целях стимулирования роста экономики страны повысили процентные ставки и наводнили рынки “дешевой” валютой
Она в поисках повышенной доходности активно инвестировалась в активы развивающихся стран.
Тем не менее несколько лет назад наметились признаки смены стратегии мировых центральных банков. Это выражалось как в вербальных интервенциях, так и в реальном ужесточении монетарной политики. Как итог,
страны с заметной долей иностранного капитала стали испытывать проблемы с “бегством” из локальных активов, что отразилось на стоимости местных валют
Пожалуй, самым ярким примером служит аргентинское песо, рухнувшее с начала 2018 года более чем на 100%. Дополнительное давление на рисковые инструменты оказали рост курса доллара по всему спектру рынка и увеличение доходности низкорискованных американских долговых бумаг.
Не стоит забывать про “торговые” войны США и КНР, в рамках которых Дональд Трамп ввел 10% пошлины на китайские товары. Поднебесная смогла приспособиться к новым условиям благодаря снижению стоимости юаня. Однако
если американский президент сдержит свое обещание и увеличит торговый барьер на 25%, местному бизнесу придется “несладко”
Экспортеры будут вынуждены значительно сократить производство и рабочие места, чтобы продолжить существование, а это должно серьезно затруднить рост ВВП.
Подобные опасения касательно будущего экономики крупнейшего потребителя сырья заставляют инвесторов намного осторожнее спекулировать на нефтяном рынке. Из-за этого Brent за последние несколько месяцев подешевел на четверть и торгуется в районе 67 долларов за баррель. Это уровень марта 2018 года.
Таким образом, вероятность возникновения кризиса действительно высока.
Однако пострадают ли от него только развивающиеся страны или он затронет еще и экономику Европы и США, остается под вопросом
Финансовое благополучие государств, имеющих высокую зависимость от экспорта ресурсов, может быть подорвано серьезнее всего под влиянием сразу двух факторов. Это снижение сырьевых цен и бегство капитала.
Вот и получается, что в следующем году Казахстан и Россия могут столкнуться с серьезными проблемами извне. В первую очередь это отразится на курсе локальных валют.
По мнению ведущего аналитика TeleTrade Артема Авинова, самым пессимистичным сценарием для мировой экономики может стать только полноценная экономическая война США и Китая.
— Политика эскалации взаимных экспортно-импортных ограничений с одновременным ужесточением монетарной политики со стороны ФРС и поднятием уровня ставки к 3,4% вполне могут закончиться новым мировым экономическим кризисом, — говорит эксперт. — В этом случае валюты стран с экспортно-ориентированными и сырьевыми экономиками, такие как казахский тенге или российский рубль, будут находиться под особенно сильным давлением и снижаться против доллара.
В то же время доллар будет способен укрепляться и против более стабильных мировых валют, став более привлекательной валютой фондирования
Это приведет к удорожанию обслуживания государственного долга США. Итогом может стать неспособность США обслуживать госдолг. Что станет не только кризисом в самих США, но и новым мировым кризисом, которого рынок еще не видел.
Так ли пессимистично обстоят дела на самом деле? Если посмотреть на ситуацию с торговым конфликтом между США и Китаем, уже сегодня звучат заявления от администрации Белого дома и самого Дональда Трампа, что
Китай готов к взаимным уступкам и полноценным переговорам
Начало им будет положено на саммите G20 в конце ноября после встречи Дональда Трампа и Си Цзиньпина.
Конечно, переговоры могут оказаться безрезультатными, но сейчас мы видим, что США пока отказались от безальтернативного сценария введения новых санкций на импорт из Китая с 1 января 2019 года.
Именно этот позитив позволяет сырьевым валютам с конца прошлой недели существенно укрепляться против доллара
Российский рубль отвоевал почти две позиции против американца, казахстанская валюта – более 12 тенге.
Монетарная политика ФРС на 2019 год тоже не является предопределенной. Конечно, очередное поднятие ставки на 25 базисных пунктов в декабре 2018 года мы увидим. Но рынок практически полностью учитывает это повышение в ценах финансовых инструментов на текущий момент. Коммуникация с рынками со стороны ФРС прозрачна. Это позволяет ФРС ужесточать монетарные условия без внесения дополнительной волатильности на рынок.
Имеющие право голоса на заседаниях ФРС главы федеральных резервных банков США пока не пришли к единому мнению об уровне такой процентной ставки, который можно было бы считать нейтральным. Однако их медианный прогноз находится на уровне 2,5%. Это также не является неожиданностью для рынка, а значит, маловероятно станет драйвером нового экономического кризиса.
Пессимистичный вариант развития ситуации сейчас не является базовым, он существенно преувеличен,
а последствия рисков представлены в худшем из возможных вариантов. Хотя сильного ужесточения внешних условий для экономик Казахстана или России я в 2019 году не вижу, говорить о наличии потенциала существенного роста экономик также не приходится. Как не могу сказать и о потенциале укрепления национальных валют этих стран против доллара США.