На пленарном заседании в ходе рассмотрения проекта закона «О естественных монополиях» спикер мажилиса Нурлан Нигматулин высказался по поводу формирования тарифов субъектами естественных монополий.
Необходимо отметить, что в ходе обсуждения мажилисмены акцентировали внимание разработчиков законопроекта на нормах, касающихся представления монополистами в госорганы ежегодных отчетов о фактически достигнутых доходах и расходах, а также проведения публичных слушаний по формированию тарифов.
По словам Нигматулина, недавняя критика главы государства в адрес отечественных энергетических компаний показала, что отечественные естественные монополисты пока не готовы работать так, чтобы направлять прибыль на модернизацию основных активов.
В этой связи председатель мажилиса предложил поддержать министерство экономики в том, чтобы субъекты естественных монополий отчитывались о своих доходах и расходах, а уполномоченный орган имел право ограничивать виды и размеры их затрат.
Вместе с тем, по мнению спикера мажилиса, вопрос публичных обсуждений планируемых изменений тарифов в представленном законопроекте урегулирован недостаточно, передает пресс-служба палаты.
Как отметил Нигматулин, в законопроекте понятие «публичные слушания» используются в основном в контексте регламентации сроков размещения объявлений об их проведении или информации об уже проведенных слушаниях.
По словам Нигматулина, о правовых последствиях результатов слушаний, роли общественных слушаний не говорится.
— Тимур Муратович, — обратился спикер мажилиса к министру национальной экономики, — наверное, необходимо на уровне утверждаемых Вами подзаконных актов детально урегулировать процедуру и регламент проведения этих слушаний, главной целью которых должно стать обеспечение состязательности альтернативных мнений: с одной стороны – субъекта естественной монополии, с другой – потребителей услуг, то есть представителей общественности и бизнеса.
И самое главное — утверждение тарифа должно основываться на решении этих слушаний, где арбитром должен быть уполномоченный орган, — сказал Нигматулин.