Курс доллара вырос до 2-месячного максимума — за неделю на 4,7 тенге. Однако падение могло быть и больше. Нацвалюте повезло, учитывая, что обвал стоимости нефти пришелся на период выплаты налогов.
Показатели нарастили как страны ОПЕК (на 127 тыс б/с — до 32,9 млн), так и страны, в картель не входящие. Например,
в Казахстане добыча выросла на 0,13 млн — до 1,8 млн баррелей в сутки
Это позволило практически перекрыть падение показателей Ирана (на 156 тыс. б/с), хотя еще пару месяцев назад многие связывали его с будущим мировым дефицитом «черного золота».
Добыча нефти будет расти и дальше:
по прогнозам ОПЕК, страны, не входящие в картель, в 2019 будут добывать на 2,23 млн б/с больше, чем в 2018
Это на 120 тыс. баррелей больше прогноза, данного в октябре. Больше всего производство нарастят США, которые и так стали главной нефтедобывающей страной мира.
С другой стороны, спрос на нефть будет расти гораздо медленнее. По прогнозу ОПЕК, в 2019 – на 1,29 млн б/с (месяцем ранее прогнозировалось 1,36 млн, а в июле – 1,45 млн).
Снижение прогноза связывают с растущей неопределенностью в мировой экономике
Одновременно с этим отмечается рост запасов нефти в странах ОЭСР. Таким образом, прогнозы по добычи нефти продолжают расти, тогда как ее потребление будет сокращаться. Как итог – профицит «черного золота», значительное превышение предложения над спросом и падение цен на нефть.
Прогноз ОПЕК совпал с отчетностью в США. Стало известно, что производители сланцевой нефти в Техасе и Нью-Мексико в ноябре нарастят мощности до 7,8 млн б/с (это на 117 тыс. баррелей больше, чем ожидалось), а в ноябре добавят еще около 100 тысяч.
Рост добычи в США продолжается и причин для прекращения этой тенденции пока нет
По крайней мере Дональд Трамп не намерен снижать темпы. В своем очередном твите (а они влияют на рынки едва ли не больше решений, принятых главой Белого дома) он заявил, что
«цены на нефть должны быть намного ниже, исходя из предложения»
А заодно раскритиковал план Саудовской Аравии и стран ОПЕК по сокращению производства, дав понять, что США со своей стороны отказываться от роста добычи не намерены.
Давление на рынок оказали и спекулянты. Хедж-фонды на прошлой неделе резко перестали ставить на рост цен на нефть – ставки оказались на минимальном уровне с августа 2017. Кроме того, значительная часть опционов на нефть североамериканской марки WTI с погашением 14 ноября была заключена на уровне 55 долларов за баррель.
Все эти факторы сыграли практически одновременно, ударив по рынку нефти. 13 ноября цена на Brent упала до 65,47 долларов за баррель, подешевев за день сразу на $4,65 (6,6%). WTI просел сразу на 7,1% ($4,24) – до $55,69 за бочку.
Вообще,
североамериканская нефть дешевеет 12 торговых сессий подряд – такого не было никогда
(а торговля WTI на бирже ведется с 1983 года). Brent дешевел на протяжении 11 из 12 последних сессий. При этом чуть более чем за месяц (с начала октября) она упала в цене почти на четверть (более чем на $20 от годового пика — $86,3 за баррель). На этом фоне
разговоры о скором повышении стоимости «черного золота» до 100 долларов кажутся уже утопией
Тенге отреагировал на падение цены на нефть очередным ослаблением. Официальный курс доллара на 15 ноября – 375,9 тг, что на 4,71 тг больше, чем неделю назад. Лишь пять раз в 2018 году доллар в Казахстане стоил дороже – это происходило в период с 8 по 14 сентября, в дни максимального ослабления национальной валюты.
Тем не менее
тенге достаточно неплохо держит давление: потеря 5 пунктов относительно доллара – это достойно
в условиях, когда главный экспортный товар страны дешевеет почти на 7% за день. Одна из причин – начавшийся налоговый период.
«14 ноября в стране стартует очередной налоговый период, особенностью которого будут крупные платежи за 3 квартал текущего года, включая налоги на добавленную стоимость и НДПИ (срок уплаты – до 26 ноября).
Традиционно в периоды выплат квартальных налогов увеличиваются объемы торгов, а нацвалюта получает поддержку за счет продажи экспортной выручки для уплаты налогов», — отмечалось в одном из сообщений Ассоциации финансистов Казахстана.
Еще одна причина – это некоторое ослабление доллара на мировых рынках, которое произошло на фоне снижения напряжения в торговых отношениях США и Китая. Страны возобновили переговоры, тем самым вернув надежду инвесторам на решение проблем, вызванных набирающей обороты торговой войной.
Нацбанк помогать тенге в сложившейся ситуации будет вряд ли. В сентябре 2018 года регулятор продал 520,6 млн долларов. Но это были единственные интервенции за последний год.
Вмешиваться в процесс курсообразования без экстренной необходимости он не намерен,
о чем постоянно напоминает:
«Национальный Банк продолжит проведение политики плавающего обменного курса без установления границ, коридора или других ориентиров», — сообщил глава ведомства Данияр Акишев, выступая с докладом на заседании правительства РК 13 октября.
Налоговый период достаточно краткосрочен – он продлится менее двух недель, после чего спрос на тенге со стороны нефтяных (и не только) компаний вновь упадет, в результате чего нацвалюта лишится поддержки.
Так что
главный геополитический и экономический фактор, на который тенге может надеяться как на инструмент поддержки, это цена на нефть
Чтобы она выросла (или по крайней мере перестала падать), страны ОПЕК готовы снизить добычу. Это то самое предложение, которое раскритиковал Трамп.
Министр нефти Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил о необходимости сокращения добычи нефти в 2019 году на 1 млн б/с, однако и этого может быть недостаточно. Окончательное решение участники договора ОПЕК+ примут 4 декабря в Вене.