Инициатива хороша, но требует внедрения комплекса дополнительных действий.
Минздрав РК предлагает законодательно разрешить девушкам с 16 лет делать аборты без уведомления родителей.
Одна из сторонниц новшества — Зульфия Байсакова, председатель правления «Союза кризисных центров».
— Казахстан принял на себя обязательство, подписав конвенцию о правах ребенка. Теперь мы должны учитывать возрастные особенности детей. Например, они могут с 10 лет выбирать в суде, с кем жить — с мамой или папой. Что касается состояния здоровья,
сейчас ребенок до 18 лет в органы здравоохранения должен обращаться с опекунами или родителями. И многие дети боятся
Девочки не всегда знают наверняка, беременны они или нет, можно ли применять какие-то меры прерывания беременности или нет. А некоторые даже и не ведают о том, какие меры контрацепции существуют. Потому что даже на консультацию они должны ходить с родителями или опекунами, — замечает Байсакова.
По ее словам, снижение возраста для возможности обращений по состоянию здоровья позволит подросткам больше доверять врачам. Это даст возможность девочкам проконсультироваться заранее — не обязательно в случае беременности, а если вдруг возникли какие-то сомнения, по тем же инфекционным заболеваниям. К минусам легализации абортов с 16 лет Байсакова относит
вероятность возникновения коммерческих структур, которые начнут массово зазывать несовершеннолетних
— Это может быть поставлено на поток. Поэтому мы считаем, что только государственные клиники будут иметь право предоставлять такие услуги. И строго бесплатно!
На случай негативных последствий необходимо будет ввести уголовную ответственность для лица, которое консультирует ребенка по поводу принятия решения об аборте. А также для тех, кто непосредственно будет проводить операцию. Кроме того,
девушкам, прошедшим через аборт, нужно будет предоставлять психологическое сопровождение
Вполне возможно, что может развиться послеабортовая психологическая травма, и мы рискуем потерять многих, — считает она.
А вот политолог Талгат Калиев против легализации абортов с 16 лет.
— Не исключено, что подросток, делающий аборт с 16 лет, начинает половую жизнь в 15 лет, то есть до возраста сексуального согласия.
Эта норма, по сути, является признанием такого преступления, как вступление в половую связь с несовершеннолетней
Врач сделает аборт без ведома родителей, растлитель малолетней девочки, возможно, даже оплатит эти расходы и не понесет никакой ответственности. Желая совершить все в тайне от родителей, девочка вряд ли станет обнародовать эти факты и тем более писать в полицию. Одним словом, таким образом мы рискуем фактически узаконить педофилию, — считает он.
Другой вопрос, на его взгляд, касается репродуктивного здоровья несовершеннолетних казахстанок.
— Где гарантии, что после прерывания беременности девочка сможет впоследствии иметь детей? Почему столь ответственное решение возлагается на незрелого ребенка?
Какие последствия это будет иметь для ее незрелой психики? — задается он вопросами.
По его словам, подобные инициативы затрагивают и демографические вопросы.
— Нас и так критически мало. Почему бы не создать хорошие современные дома малюток и не забирать туда детей,
от которых хотят отказаться родители? Это же все равно гуманнее, чем убить без права на рождение, — считает Калиев.
Светлана Богатырева, руководитель «TEENS — о подростках», считает, что прежде чем критиковать идею внедрения абортов с 16 лет, стоит сначала подумать, откуда она взялась.
— Количество криминальных абортов и плачевных последствий зашкаливает
Дело вовсе не в том, что где-то там в министерстве создан специальный комитет по расширению «окна Овертона».
Дети просто бояться признаваться родителям, которые никогда не говорят с ними на такие темы, «уят» же
Мировой практикой и статистикой доказано, что программы повышения морали и нравственности без детального информирования обо всех аспектах сексуальности не работают! СССР был впереди планеты всей по абортам, — отмечает она.
По ее словам, всем пора увидеть, что благодаря хорошим бытовым условиям дети сейчас взрослеют и созревают рано. Но остаются при этом в условиях информационного вакуума из-за желания родителей привить им ценности предков.
— Но вы не можете привить эти ценности, как ни стараетесь — ни палкой, ни увещеваниями. Потому что это физиология, гормоны. Нужен нормальный честный взрослый рассказ обо всем как есть — и о процессе, и об удовольствиях, и о социальном статусе в связи с началом половой жизни, и о возможных рисках и последствиях. А
у нас в лучшем случае детей просто запугивают. В официальном образовании никаких подобных программ нет
И мы получаем вот такую вот реальность, с которой пытается бороться наш минздрав, — отмечает Богатырева.
Она выступает за введение комплексного образования, которое должно включать определенный курс в школе. Альтернативным источником может стать широкое просвещение детей через Интернет.
Должны быть внедрены и курсы для родителей, которые будут формировать общественное мнение и доносить, что это не «уят»
— А так получается, что мы боремся со следствием, а не с причиной. Мое мнение — мы решаем не тот вопрос и не теми средствами. Скорее всего, если будет выстроена комплексная система, такая мера и не понадобится, — заключает она.