Министр нацэкономики рассказал о проблемах и перспективах фондового рынка.
Самым важным показателем развития рынка ценных бумаг в мире считается соотношение его капитализации к объему ВВП. На сегодняшний день в Казахстане это соотношение составляет порядка 26%, в то время как в развитых странах доходит до 100-200%, а в России составляет порядка 40%. Об этом рассказал Тимур Сулейменов, министр нацэкономики РК на Казахстанском биржевом форуме.
Он отмечает, что по итогам II квартала 2018 года общая сумма пенсионных активов, которая инвестирована в ценные бумаги, составила 7,3 трлн тенге. При этом 54% — в государственные ценные бумаги, а 29,3% — в негосударственные.
— Что касается банков второго уровня, они инвестируют 75% активов (3,8 трлн тенге) в государственные ценные бумаги и только 9% (470 млрд тенге) — в негосударственные. Что касается физлиц, по итогам 10 месяцев 2018 года
доля их вовлеченности в казахстанскую фондовую биржу составляет 112 тысяч, или 0,6% от нашего 18-миллионного населения
В то же время в развитых странах порядка 30-40% граждан имеют активные счета и работают на рынке ценных бумаг. Даже в такой развивающейся стране как Индия это соотношение составляет 1,5%, в Китае — 10%, а в России, которую мы нередко берем в качестве мерила, 8%, — рассказывает он.
По его словам, проблемы фондового рынка в Казахстане связаны с абсолютным доминированием банковского кредита как источника финансирования бизнеса.
— Существующая система у нас сложилась давно. И пока мы не совсем понимаем, как ее можно поменять. Помимо этого, существующая государственная поддержка бизнеса также идет через банковский сектор, а рынок ценных бумаг не является посредником в помощи государства реальной экономике. Третья причина — недостаточная финансовая грамотность. Как я уже говорил, ситуация на фондовом рынке сложилась так, что львиная доля приходится на государственные ценные бумаги и акции субъектов квазигосударственного сектора.
Так, за 10 месяцев 2018 года биржевой оборот составил 106 трлн тенге, а оборот по корпоративным акциям и долговым ценным бумагам — всего 1,8 трлн тенге.
Мы все знаем, что у нас реальный сектор экономики нуждается в длинных деньгах. Мы должны быть конкурентоспособными: у нас достаточная конкуренция и со стороны Китая, и со стороны России, и все более нарастающая конкуренция со стороны Узбекистана. Это нормальная ситуация, ведь наша экономика открытая. Но мы должны делать все от нас зависящее, чтобы свою конкурентоспособность повышать, — убежден он.
Сулейменов констатирует, что выход на IPO, выпуск корпоративных облигаций, вопреки ожиданиям, не стал источником дешевых длинных денег, на которые мог бы рассчитывать бизнес.
— Во многом причина в том, что у нас большинство решений принимает ЕНПФ. Ведь для того чтобы тот или иной выпуск облигаций и акций был успешным, в нем должен участвовать ЕНПФ. У него есть свои достоинства и недостатки, но налицо недостаток стратегических инвесторов, для того чтобы обеспечивать спрос, — утверждает министр.
В настоящее время, по его словам,
министерство нацэкономики вынуждено поддерживать доступность кредитных ресурсов
Это делается через субсидирование процентной ставки посредством программы «Дорожная карта бизнеса-2020».
— Такой подход где-то искажает рыночную ситуацию. И до тех пор, пока мы не получим длинный и доступный для бизнеса кредит, нам приходится это делать. Потому что мы живем не в изоляции, а в условиях постоянно нарастающей конкуренции, иначе наш реальный сектор экономики будет страдать. До текущего года проводилось только субсидирование процентной ставки по банковскому займу.
В этом году мы реализовали субсидирование 50% купонов по облигациям
И здесь нужно и нам как министерству, и Нацбанку проводить в этом направлении информационную политику, — говорит он.
По словам Сулейменова, чтобы биржа и рынок ценных бумаг наконец-то заработали в Казахстане, нужно, чтобы проводимая правительством приватизация была направлена не только на стратегических инвесторов.
— Это не должно быть народное IPO в понимании 2012-2014 годов. И тем не менее,
какой-то пакет акций наших национальных стратегических активов должен быть предложен на внутреннем рынке казахстанскому розничному инвестору
И к тем уже зарегистрированным 100 тысячам добавятся как минимум столько же, если мы правильно к этому подойдем. Также нужно повышать финансовую грамотность, показывая и финансовую, и коммерческую привлекательность этого инструмента, — говорит министр.
В дальнейшем, отмечает Тимур Сулейменов, стоимость кредита будет расти. А значит, постоянно субсидировать процентные ставки правительство не сможет и не будет. Эти программы придется свернуть.
— В этой связи мы должны донести, что
кредит будет достаточно дорогим и его будет сложно получить, потому что на банки накладываются все более и более ужесточающиеся требования
Поэтому альтернативные механизмы, такие как IPO, выпуск облигаций и деньги под залог, вполне живые и реализуемые, — замечает он.
Особое внимание стоит уделить и доступу частных управляющих компаний к управлению Пенсионным фондом.
— Решение мы с Нацбанком прорабатываем. Но без появления нескольких центров, которые могут инвестировать в свой выпуск облигаций и свое IPO, трудно ожидать, что рынок ценных бумаг у нас «запляшет». Поэтому помимо банков, появление нескольких пулов стратегических долгосрочных инвесторов, на мой взгляд, является инструментарием для того, чтобы рынок заработал. И еще нужно определиться с нашими биржами Kase и МФЦА.
Нам придется ответить на вопрос, как эти две биржи будут у нас жить, конкурировать друг с другом
и, возможно, делить наши рынки, — заключает Сулейменов.