Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Кажется, что казахского языка на ТВ много. Но интересы аудитории не учитываются — социологи

2151
Источник — techno.bigmir.net

На казахском ТВ много концертов и сериалов, но мало познавательных и образовательных программ. Поэтому-то отечественное телевидение в обществе часто критикуют. Об этом говорится в работе, опубликованной на сайте общественного фонда «Стратегия». Утверждается, что она сделана на основе многолетних социологических исследований, начиная с 2004 года.

Реклама зрителей раздражает

И как показали эти исследования,

основная масса населения черпает информацию именно из телевидения

(в 2017 году 64%). Эта цифра мало изменилась с 2015 года. Ранее она была больше, но с развитием интернета доля ТВ начала падать. Наибольший процент на телевидение приходился в 2004 году — 78%. Тем не менее доля ближайшего конкурента, а в этом качестве выступает интернет, всего 39%. То есть доля ТВ больше почти в полтора раза.

Телевидение Казахстана проигрывает интернету и российскому ТВ

На третьем месте старый добрый Узун кулак,

то есть разговоры с родственниками, знакомыми, соседями — 31%.

Число смотрящих телевизоры социологи напрямую связали с проживанием в сельской местности. И поскольку значительная доля населения сельчане, процент ТВ тоже велик.

Что касается просмотра телепрограмм, почти у половины (49%) отмечается так называемый «клиповый» просмотр, то есть человек постоянно переключает каналы. 56% смотрят передачи «вполглаза», попутно занимаясь другими делами.

Заранее планируют просмотр каких-либо телепередач всего 29%, остальные как получится.

Тех, кто верит масс-медиа и кто доверяет «не всему», оказалось примерно поровну

— 48 и 52% соответственно.

Сможет ли интернет полностью убрать телевидение?

Но есть и обратный эффект. Еще велико недоверие к информации, взятой из интернета, и привычка перепроверять ее информацией из ТВ. Правда, как следует она еще не сформировалась, но об этом позже.

Хотя «клиповые просмотры» превалируют, людей с «непрерывным смотрением» много. И их раздражает обилие рекламы.

— ТВ само приучает человека к заппингу, скачкам с канала на канал, — отмечают исследователи.

Перепроверять как следует все еще не научились

Тем временем в телеаудиторию приходит новое поколение, у которого совсем другая медиа активность.

— Но тем не менее

привычка критически относиться к информации и ее перепроверке так и не формируется

— утверждают социологи.

Почему люди доверяют слухам больше, чем правительству? — эксперты

Мало того, среди молодежи 18-24 лет о событиях в стране узнают случайно 63%.

Авторы исследования отмечают, что изменения хоть и есть, но медленные. Скорее всего,

ТВ еще долго будет лидировать среди источников информации

Тем не менее монополизации им всего рынка можно не бояться. Слишком много приходится на неофициальные каналы, особенно на общение друг с другом.

При этом социологи подчеркнули, что сегмент казахскоязычных зрителей с годами заметно не увеличивается. Кроме того, и казахскоязычного контента в интернете тоже явно недостаточно.

Концертов много, знаний мало

Оценивая этот контент, социологи особо подчеркнули разницу между понятиями «потребность» и «интерес».

— Когда мы говорим о потребностях,

кажется, что казахского языка много в виде концертов, развлекательных программ и сериалов

Но в большей степени это обслуживание курса на экстенсивное расширение зоны использования казахского языка, — отмечается в работе.

Казахский язык наступает: как реагировать бизнесу?

Однако все, что связано с интересом телезрителей (под которым авторы понимают обобщающую общественно-социальную категорию), «не осмыслено и не востребовано». Причем ни на уровне телеканалов, ни при измерении рейтингов.

— При замерах медиасреды в основе лежит оценка потребности. Но в условиях конкуренции с другим медиа нужно сделать акцент на замере социокультурной роли ТВ, — считают авторы.

Все это хорошо видно по казахскоязычному контенту.

Интерес не удовлетворен, поэтому казахское ТВ в обществе нередко критикуют

чаще всего за нехватку познавательных и просветительских программ. В частности, считают авторы, явно недостаточно документальных фильмов.

Впрочем, отмечают социологи, то же самое можно сказать и о теленовостях

В качестве резюме они отметили, что «социализирующая роль ТВ сейчас не востребована», новое поколение предпочитает другие медиа.

— Роль ТВ в социализации не была такой значимой, как для предшествующих поколений, поэтому привычка потребления ТВ будет иной. И надо к этому готовиться, — констатировали авторы.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter