Поэтому и число зрителей с годами не увеличивается.
На казахском ТВ много концертов и сериалов, но мало познавательных и образовательных программ. Поэтому-то отечественное телевидение в обществе часто критикуют. Об этом говорится в работе, опубликованной на сайте общественного фонда «Стратегия». Утверждается, что она сделана на основе многолетних социологических исследований, начиная с 2004 года.
И как показали эти исследования,
основная масса населения черпает информацию именно из телевидения
(в 2017 году 64%). Эта цифра мало изменилась с 2015 года. Ранее она была больше, но с развитием интернета доля ТВ начала падать. Наибольший процент на телевидение приходился в 2004 году — 78%. Тем не менее доля ближайшего конкурента, а в этом качестве выступает интернет, всего 39%. То есть доля ТВ больше почти в полтора раза.
Телевидение Казахстана проигрывает интернету и российскому ТВ
На третьем месте старый добрый Узун кулак,
то есть разговоры с родственниками, знакомыми, соседями — 31%.
Число смотрящих телевизоры социологи напрямую связали с проживанием в сельской местности. И поскольку значительная доля населения сельчане, процент ТВ тоже велик.
Что касается просмотра телепрограмм, почти у половины (49%) отмечается так называемый «клиповый» просмотр, то есть человек постоянно переключает каналы. 56% смотрят передачи «вполглаза», попутно занимаясь другими делами.
Заранее планируют просмотр каких-либо телепередач всего 29%, остальные как получится.
Тех, кто верит масс-медиа и кто доверяет «не всему», оказалось примерно поровну
— 48 и 52% соответственно.
Сможет ли интернет полностью убрать телевидение?
Но есть и обратный эффект. Еще велико недоверие к информации, взятой из интернета, и привычка перепроверять ее информацией из ТВ. Правда, как следует она еще не сформировалась, но об этом позже.
Хотя «клиповые просмотры» превалируют, людей с «непрерывным смотрением» много. И их раздражает обилие рекламы.
— ТВ само приучает человека к заппингу, скачкам с канала на канал, — отмечают исследователи.
Тем временем в телеаудиторию приходит новое поколение, у которого совсем другая медиа активность.
— Но тем не менее
привычка критически относиться к информации и ее перепроверке так и не формируется
— утверждают социологи.
Почему люди доверяют слухам больше, чем правительству? — эксперты
Мало того, среди молодежи 18-24 лет о событиях в стране узнают случайно 63%.
Авторы исследования отмечают, что изменения хоть и есть, но медленные. Скорее всего,
ТВ еще долго будет лидировать среди источников информации
Тем не менее монополизации им всего рынка можно не бояться. Слишком много приходится на неофициальные каналы, особенно на общение друг с другом.
При этом социологи подчеркнули, что сегмент казахскоязычных зрителей с годами заметно не увеличивается. Кроме того, и казахскоязычного контента в интернете тоже явно недостаточно.
Оценивая этот контент, социологи особо подчеркнули разницу между понятиями «потребность» и «интерес».
— Когда мы говорим о потребностях,
кажется, что казахского языка много в виде концертов, развлекательных программ и сериалов
Но в большей степени это обслуживание курса на экстенсивное расширение зоны использования казахского языка, — отмечается в работе.
Казахский язык наступает: как реагировать бизнесу?
Однако все, что связано с интересом телезрителей (под которым авторы понимают обобщающую общественно-социальную категорию), «не осмыслено и не востребовано». Причем ни на уровне телеканалов, ни при измерении рейтингов.
— При замерах медиасреды в основе лежит оценка потребности. Но в условиях конкуренции с другим медиа нужно сделать акцент на замере социокультурной роли ТВ, — считают авторы.
Все это хорошо видно по казахскоязычному контенту.
Интерес не удовлетворен, поэтому казахское ТВ в обществе нередко критикуют
чаще всего за нехватку познавательных и просветительских программ. В частности, считают авторы, явно недостаточно документальных фильмов.
Впрочем, отмечают социологи, то же самое можно сказать и о теленовостях
В качестве резюме они отметили, что «социализирующая роль ТВ сейчас не востребована», новое поколение предпочитает другие медиа.
— Роль ТВ в социализации не была такой значимой, как для предшествующих поколений, поэтому привычка потребления ТВ будет иной. И надо к этому готовиться, — констатировали авторы.