Астана
Сейчас
0
Завтра
3
USD
366.86
-3.12
EUR
424.49
-4.21
RUB
5.6
-0.04

Казахский язык наступает: как реагировать бизнесу?

Молодежь выбирает казахский язык, но бизнес все еще ориентируется на русский. Кто преодолеет этот разрыв — выиграет в деньгах. 

Поведенческие характеристики казахско- и русскоязычной молодежи в Казахстане существенно разнятся. Об этом заявляет Динара Абильдинова, руководитель проектов отдела качественных исследований BRIF Research Group.

Разные взгляды на жизнь

По ее словам, русскоязычные — это в основном городская молодежь. Она менее патриотична, прагматична, ей присущи сильные эмиграционные настроения. Многие казахомыслящие молодые люди относятся к региональной молодежи. Это патриоты, которые

хотят жить в своей стране и которых волнуют вопросы власти, в частности, как в будущем пройдет ее транзит

— Если отталкиваться от регионов, мы попробовали разделить казахстанскую молодежь на три основных сегмента.

  • Большинство, 2,1 млн человек (или 50%) составляют «консерваторы». Чаще всего их можно встретить на юге и западе страны.
  • Следующий сегмент, 1,4 млн человек — это «люди, ориентированные на Россию». Чаще всего их можно встретить на севере, востоке и в центральной части Казахстана.
  • Остальные 17% — это «креативные космополиты», численность которых 0,6 млн человек. Локализуются они в основном в Алматы и Астане,

— рассказывает Абильдинова.

Юг и запад

По ее словам, «консерваторы» на юге и западе тоже отличаются.

— Казахи на западе воинственные и храбрые, с ними тяжело найти общий язык, они верят в какую-то свою особенность и весьма патриотичны. А

если ты, будучи казахом или казашкой, заговоришь с ними на русском или пусть даже на «шала-казахском», они могут обидеться,

а в магазине не обслужить. На юге казахи более просты, открыты и неконфликтны. С ними достаточно легко найти общий язык, они весьма предприимчивы и легко подстраиваются под обстоятельства, — отмечает эксперт.

Тренд на казахский язык

По мнению эксперта, создавая и реализуя свой продукт,

бизнес должен ориентироваться на целевую аудиторию именно запада страны, так как она локализуется в высокодоходном регионе

А значит, это клиенты с деньгами. Юг берет количеством и является основным поставщиком молодежи для всей страны. И это главная причина, по которой стоит с ним считаться.

По данным агентства BRIF Research Group, среди молодого поколения наблюдается рост популярности казахского языка. Так,

с 2001 по 2017 годы количество молодежи, выбравшей при поступлении казахский как язык обучения, увеличилось вдвое — с 30% до 63%

Обучающихся на русском языке в этот же временной промежуток сократилось с 69% до 33% соответственно.

— Увеличивается и потребление контента на казахском языке. Об этом можно судить по количеству подписчиков на наших звезд в Instagram, — замечает она.

Трудности перевода

Однако, по словам Земфиры Ержан, редактора kieli7su.kz, сегодня в Казахстане существует проблема некачественной рекламы на казахском языке. Зачастую рекламные слоганы переводятся некорректно, что полностью меняет смысл заложенного сообщения.

— Реклама на казахском языке безграмотная, невежественная, непрофессиональная

и чуждая той аудитории, на которую призвана быть рассчитана, — отмечает Ержан.

Это происходит, потому что казахский копирайт является переводным изначально. Он создается на последней стадии рекламной компании и оплачивается символическими суммами.

— За 1500 тенге получить качественный рекламный слоган в принципе невозможно

Поэтому казахский рекламный текст — это всегда имитация. Он не соответствует законам казахской грамматики, — констатирует специалист.

Кто остается, тот «музыку и заказывает»

По словам политолога Айдоса Сарыма, в ближайшее время ситуация повернется таким образом, что если бизнес не будет работать на казахском языке, ориентируясь на казахскоязычную аудиторию, он будет сильно терять.

— Сегодня появляется много обращений, связанных с языком обслуживания.

Казахскоязычная аудитория растет вместе со своими запросами, по пирамиде Маслоу,

и это уже не «потребители «Доширака». Если рассматривать структуру населения, мы видим, что русскоязычная молодежь в основном ориентирована на выезд. Казахскоязычная же остается, выходит из университетов, женится. И для нее наступает период ответственности: молодые начинают задумываться, какой лучше взять кредит, какую купить машину. В соответствии с этим бизнесу и надо пересматривать свою стратегию, — заключает политолог.