Российские политики в очередной раз пытаются втянуть евразийских союзников в противостояние с Западом.
Первый заместитель главы аппарата правительства России Сергей Приходько сказал, что российская сторона предлагает выработать порядок применения статьи 40 Договора о ЕврАзЭС «Ответные меры в отношении третьей стороны».
По договору «государства-члены вправе в одностороннем порядке применять в качестве ответных мер повышенные по сравнению с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза ставки ввозных таможенных пошлин, а также в одностороннем порядке приостанавливать предоставление тарифных преференций».
По словам Приходько, проблематика влияния антироссийских санкций на экономику России и, как следствие, на другие государства-члены Союза в фокусе пристального внимания.
Он также заявил, что незаконное проникновение подсанкционной продукции через территорию стран Евразийского экономического союза наносит ущерб экономике России. Поэтому является предметом постоянного диалога между РФ и странами союза.
Насколько реалистичен сценарий вовлечения еще 4 государств-участников ЕАЭС в противостояние России и Запада, рассказал главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Вячеслав Додонов.
— Вячеслав Юрьевич, как вы считаете, это нормально, что стратегические союзники пытаются втянуть нас в свое противостояние с западным миром?
— Впервые эта тема возникла в конце лета. В кулуарах одного из форумов была озвучена необходимость проработки таких вопросов. То, что сейчас было сказано, опять же в формулировке «мы рассмотрим вопрос возможности гипотетического согласованного введения мер против третьих стран». Эти возможности заявляются не просто так, а потому что существует юридическая основа — статья 40 договора о ЕАЭС.
То есть экономический смысл этого понятен — у нас единое таможенное пространство. Например, Россия после санкций против нее ввела свои контрсанкции на продукцию агропромышленного комплекса.
И эти санкции со стороны России предполагают повышение на эту продукцию ввозных таможенных пошлин
Это значит, что в рамках единого пространства возникает два таможенных режима. В России действует один уровень таможенных ставок, а в остальных странах — другой. На этой почве происходят всевозможные коллизии: проблема реэкспорта подсанкционной продукции из других стран в Россию и много других вопросов.
— То есть ответные санкции ЕАЭС реальны?
— Ситуация с санкциями против России имеет место уже четыре года. Конечно, в Кремле попытаются сейчас как-то ее отрегулировать, используя существующие юридические основания. Но я полагаю, что вряд ли дело дойдет до такого рода согласованных действий.
Недаром речь идет только о проработке и обсуждении этих проблем. Решения в ЕАЭС принять не так просто, потому что механизм их принятия консенсусный
И даже один голос против из пяти стран заблокирует любое решение такого рода, так как это невыгодно. Так что мы увидим долгое обсуждение, с эмоциями и соответствующим неспокойным фоном. Но сомневаюсь, что дело зайдет дальше разговоров.